В русскоязычном секторе фейсбука разгорелся большой спор о феминизме в России. С одной стороны, известные российские журналистки отстаивают право <<быть тёлочкой>>, которой подают пальто, с другой, феминистки и активисты, защищающие права женщин, рассказывают о победах феминизма в России и том, почему это не просто истерики в соцсетях.
Масштабная дискуссия началась с поста Анастастии Каримовой, пресс-секретаря Transparency International в России, редактора паблика <<Не Марс и не Венера / Gender>>, а в прошлом журналистки <<Коммерсанта>>. В
Но ведь мужчины и женщины физически разные!
Гендерное равенство — это когда все люди будут одного пола?
Вы хотите всех мужчин и женщин сделать одинаковыми?Нет, дорогие люди, задающие эти вопросы. Это ВЫ, ИМЕННО ВЫ хотите сделать мужчин и женщин одинаковыми, как с конвейера. А люди, которые говорят о необходимости преодоления гендерного неравенства, имеют в виду, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН и каждый имеет право на свою уникальность. Нет никакой однородной массы женщин, любящих сумочки и мечтающих выйти замуж. Нет однородной массы мужчин, любящих футбол, пиво и рыбалку. Внутриполовые различия сильнее межполовых.
Она пишет о физических различиях между мужчинами и женщинами, конкурентоспособности женщин, а также о свободе выбора: кто-то хочет быть домохозяйкой, кто-то — строить карьеру или служить в армии — и это нормально.
Многие поблагодарили её за такой пост и даже сказали, что распечатали и будут носить с собой.
Некоторые пользователи добавили, что мужчины тоже попадают под дискриминацию (например, поздний выход на пенсию).
Под постом Каримова обратилась к журналистам — Екатерине Винокуровой (издание Zhak.com) и Александре Гармажаповой (<<Новая газета>>).
Ekaterina, Alexandra, гёрлз, мне кажется, этот пост отчасти отвечает на некоторые ваши вопросы/претензии к феминизму, — написала она, скорее всего не ожидая, что за этим последует почти 100 комментариев (на момент публикации заметки) о российских феминистках.
После этого Каримова разъяснила, что имеет в виду Беллу Рапопорт, которая часто пишет о феминизме и гендере для нескольких изданий. На это Ксения Морозова из издания Собака.ru заявила, что феминитивы связаны с положением женщины в обществе, а кроме того Белла <<много говорит и о введении закона о домашнем насилии, и о праве женщины работать в <<традиционно мужских сферах деятельности>>. Другие пользователи даже стали публиковать ссылки на статьи Рапопорт, доказывая, что она занимается действительно серьёзными проблемами.
На это Винокурова ответила, что язык (феминитивы) и насилие — несвязанные вещи, и предложила заняться чем-то практичным, <<например, не визжать в фб про необходимость коверкать язык, а заняться конкретной работой в том же центре <<Сёстры>>. Она добавила, что не считает себя бесправным меньшинством, а когда при ней рассказывают анекдоты про тёлочек, считает <<нормальным посмеяться над этим, так как мне хватает самооценки не принимать их на свой счёт>>.
Я бы хотела, чтобы было движение за женщин против насилия, но не готова считать лидерами в этом вопросе истеричных девиц, неспособных даже заработать себе на психотерапевта, но дико озабоченных темой феминитива, — добавила журналистка.
Ира Ролдугина написала, что работа Винокуровой в журналистике тоже не особо важная.
Затем в дискуссии появилась Гармажапова, которая написала, что мир большой и можно жить, <<обходя стороной российских феминисток>>.
Потом она добавила, что видит в своей работе <<больше феминизма, чем в умствовании про средний пол и нищебродстве на психотерапевта великовозрастных девиц>> (опять отсылка к
Поэтому российский феминизм мне видится инфантильным, — написала Винокурова.
Тут вмешалась другая пользовательница.
После ещё нескольких комментариев Гармажапова написала, что именно поэтому феминисток не любят: <<чуть что не так (не соответствует вашему мироощущению), начинаются истерики и вынос мозга несогласному>>.
Следующий аргумент Винокуровой был о том, что <<феминизм начинается с личной независимости>>. Другая написала, что в этом случае старшеклассницы не могут быть феминистками, потому что они финансово зависят от родителей. Винокурова согласилась.
Каримова при этом продолжила перечислять, чем занимаются российские феминистки, но Винокурову было не убедить.
…просто ну значит идея феминизма в России подаётся в настолько непривлекательной обёртке, что ну нет, — ответила она.
Каримова в итоге написала, что Винокурова была бы хорошей союзницей.
Само слово <<тёлочка>> является спорным. Одни считают, что это крайне оскорбительно, а другие — что в этом нет ничего такого. TKSAG писал о большом скандале в твиттере Meduza.
Дальше дискуссия ушла в сторону обсуждения этикета: можно ли/нужно ли подавать женщинам пальто, как на это реагировать и что бывает, если женщины подают пальто мужчинам или придерживают для них дверь.
Елена Георгиевская заметила, что если отзеркалить действия мужчины (подать им пальто или поцеловать руку, например), многие оскорбляются, хотя по сути в этом нет ничего такого. А Винокурова посчитала, что это действительно оскорбление и признак небольшого ума. После чего её обвинили в нелогичности.
Екатерина продолжила свою линию, выразив сочувствие мужчинам.
После прямого обращения Винокуровой к мужчинам, чтобы они и дальше подавали женщинам пальто и не боялись <<нарваться на неадекватную тёлочку>>, Каримова закончила дискуссию и пожелала <<удачи и миллиона поданных пальто>>.
А чуть позже Рапопорт, не участвующая в обсуждении, опубликовала фото, где она занялась <<настоящими делами>>.
Последние пару лет феминизм всё чаще появляется в российской новостной повестке. Например, осуждаются вакансии, где женщины описываются очень детально, почти как товар, и главное — <<без признаков феминизма>>. Также недавно мы писали о реакции общественности на требование деканата ВШЭ делать старостами только парней.
Среди последних больших трендов феминизма TKSAG рассказывал о менструации и праве женщин не брить волосы на теле.