Журналистка <<Новой газеты>> Елена Милашина, специализирующаяся на Северном Кавказе, в своем Фейсбуке резко
По мнению Милашиной, фильм о Кадырове был сделан на скорую руку и <<состряпан в лучших традициях <<Анатомии протеста>>.
<<Создатели фильма, господин Белковский (политолог Станислав Белковский — TKSAG) и пресс-секретарь Ходорковского Ольга Писпанен, прислали в Чечню бывших журналистов <<Дождя>>. Они провели в республике четыре дня и подставили всех, кто помогал им организовывать встречи и ориентироваться в республике. За работу при этом не заплатили ни копейки>>, — написала она в Фейсбуке.
Кроме того, по словам Милашиной, съемочная группа <<Открытой России>> не позаботилась о дальнейшей судьбе героев фильма, у которых возникли проблемы с местными властями после показа.
<<Поражает отношение к героям фильма у его создателей, далеких от Чечни в географическом плане и гораздо более защищенных (чтобы они там не говорили об угрозах в свой адрес). Когда у жителей Чечни возникли проблемы с местной властью после показа фильма, авторы использовали это как информационный повод для раскрутки фильма. Хотя люди просили защиты, а не пиара>>, — пишет она.
По сведениям журналистки, огласка привела к еще большим проблемам для героев фильма, но <<авторы сделали вид, что не поняли>> просьб о неразглашении их историй. К числу негативных последствий она относит и погром в офисе Сводной мобильной группы против пыток, произошедший через несколько дней после публикации.
Претензии у Милашиной также возникли к незаконно использованным кадрам из французского документального фильма «Чечня. Война без следа». По ее словам, фильм о Кадырове наполовину состоит из чужих кадров.
<<Вдвойне мерзко, что кадры из фильма Манон были СВОРОВАНЫ. Сотрудники Ходорковского сваливают свое жульничество на монтажера и отказываются оплатить чужой видеоконтент. Говорят, что <<денег нет>>, — пишет она.
Через несколько часов один из авторов фильма <<Семья>> журналист Ренат Давлетгильдеев
<<Да, в фильме мы использовали кадры Чечни, которые мы брали из ютьюба. Уже после выхода проекта выяснилось, что часть из них — это фрагменты замечательного документального фильма Манон Луазье <<Чечня. Война без границ>>. К сожалению, не всегда удается выяснить, кто является конечным правообладателем видео из интернета, многие кадры гуляют по ютьюбу, <<перевыложенные>> через третьи и четвертые руки>>, — пишет он.
По словам Давлетгильдеева, он предложил заплатить авторам фильма за использованные в <<Семье>> кадры или вырезать их.
Журналист <<Открытой России>> прокомментировал и обвинения в игнорировании судьбы героев фильма, проживающих к Чечне, пообещав не забывать о них и приехать навестить летом.
<<С героями, которых мы сняли в республике, мы, безусловно, планируем поддерживать связь, мы ни в коем случае не бросим эти истории, будем следить за судьбой этих смелых людей. И, конечно же, помогать им всем, чем мы только можем помочь. Более того, летом мы непременно вернемся в Грозный, чтобы встретиться с ними вновь, поговорить с каждым из них, может быть, снять продолжение проекта>>, — уверяет он.
На обвинения ответил и политолог Станислав Белковский, который заверил, что при создании <<Семьи>> выступал лишь в качестве авторы идеи фильма и одного из публичных экспертов-комментаторов, а к финансовым вопросам отношения не имел.
<<Я никого не посылал в Чечню, поскольку у меня не было (и нет) ни таких функций, ни таких полномочий>> —
пишет он в Фейсбуке.
«Открытая Россия» Михаила Ходорковского представила фильм «Семья» об «армии Кадырова и финансировании его фонда, вызвавший возмущение республиканских СМИ, в конце мая. За это время он набрал более 1,2 млн просмотров.
1 июня «Коммерсант» посвятил фонду расследование, в котором говорится, что в копилку скидываются бюджетники и бизнесмены, а у руля миллиардного фонда стоят родственники и близкие Рамзана Кадырова.