<<Я не фашист>>. Статья <<Комсомольской правды>> об инвалидах вызвала споры в соцсетях

Ольга Хохрякова Ольга Хохрякова

Статья <<Комсомольской правды>> об инвалидах, эволюции и естественном отборе, приуроченная к гастролям оратора Ника Вуйчича, вызвала бурные споры в интернете. Многие были возмущены рассуждениями и называли их близкими к идеологии фашизма. Автору пришлось оправдываться. 

Взбудоражившая пользователей интернета статья опубликована на сайте <<Комсомольской правды>> под заголовком <<Ник Вуйчич и отказ от эволюции>>. Автор — Евгений Арсюхин — главный редактор радио <<Комсомольская правда>>.

Лид, объясняющий, о чём статья, краткий:

<<К чему зовут поклонники человека без рук и без ног>>.

01

Ник Вуйчич — известный 33-летний австралиец, родившийся без конечностей из-за редкого наследственного заболевания. В детстве он хотел покончить с собой, но потом переосознал свою жизнь, погрузился в веру и решил своим примером вдохновлять окружающих. Он пишет книги, ездит по миру и выступает с лекциями. Буквально накануне, в четверг, он выступал в Москве.

<<Его поклонники восторженно повторяют пошлости вроде он вселили в нас уверенность в собственных силах, если он смог стать успешным, то сможем и мы!. Но в глубине души все они — или почти все — испытывают к своему кумиру жалость, а то и отвращение. Это очень глубоко запрятанные чувства, в которых они сами себе не признаются никогда. Но ничего чудовищного в этом нет. Отвращение к уродству, к болезни и к самой смерти заложено в нас эволюцией, естественным отбором, без которого на земле до сих пор в лужах копошилась бы протоплазма — и к ней сводилась бы вся жизнь. Дефектные особи не должны дать потомства. Лучше, чтобы они сразу умерли. И ни в коем случае нельзя допускать инвалидов на вершину социальной пирамиды. Потому что у богатого и обладающего властью всегда будет возможность продлить свой род, даже если природа обделила>>, — так начинается статья на <<КП>>.

Затем автор рассуждает о том, как у <<древних народов убийство инвалида в младенчестве считалось делом необходимым>>, и об убийстве первенцев в истории, поскольку он <<всегда получается менее удачным>>. Автор рассказывает, как в сознании людей происходит переворот и они бросают вызов естественному отбору. Завершение этого переворота, как пишет автор, произошло благодаря Иисусу, который <<окончательно и навсегда поставил убогих выше успешных>>.

<<Отныне хотя бы формальное, но сочувствие им — неотъемлемая часть цивилизации. Здоровые наслаждаются жизнью, но как бы стесняются того, что природа дала им больше. Перегибы на местах случались и случаются до сих пор, но говорить открыто, что ты ненавидишь инвалидов, бедняков и не удавшихся умом — после Иисуса как-то уже фу>>, — пишет он.

Дальше автор вспоминает о том, как <<фашистские идеологи сделали масштабную попытку вернуть на пьедестал крепких и здоровых>>, и говорит, что военная победа не означает ментального поражения фашизма, поскольку <<сегодня фашизм жив и прекрасно чувствует себя тут и там практически по всему миру>>. К принципам естественного отбора предлагают, по мнению автора статьи, вернуться и те, кто выступает за сближение человека и природы, от которой он отдалился из-за развития медицины и технологий.

Затем автор переходит к рассуждениям, что с развитием науки появляется идея отказа от тела, поскольку части можно создавать, а разум учатся вживлять в робота.

<<При таком раскладе неважно, есть у тебя руки-ноги, или нет — если сегодня есть, у потомков их может и не быть. Эта идея, идея отказа от тела, выдвинула таких героев, как Ник Вуйчич и, конечно же, астрофизик Стивен Хокинг. Вокруг обеих фигур наверчено немало домыслов>>, — пишет автор.

02

Он спорит с тезисом, что <<родись Стив Хокинг в стране с менее развитой медициной, человечество потеряло бы этого гения>>, и считает, что <<для появления гения нужно не только физическое выживание человека с врождёнными отклонениями, но и нечто другое>>.

Он отказывается рассуждать, кто победит: <<цивилизация лиц с ограниченными возможностями — на её стороне музыка, литература, наука, но всё это создано физически слабыми, часто больными людьми>> — или <<жизнерадостная цивилизация веганов, культуристов и ЗОЖ, за которой, увы, просматривается человек человеку волк, угадываются младенцы, сброшенные со скалы в Спарте, и ощущается сладковатый смрад труб Освенцима>>. И приходит к выводу, что плохо как одно, так и другое.

<<Вероятно, на каком-то витке развития веганы и ЗОЖ принимаются воевать с интеллектуалами и инвалидами, и эта война губит тех и других>>, — заключает автор.

Статья вызвала бурное обсуждение и споры критиков такой позиции и сторонников. Под статьёй уже более 100 комментариев.

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.15.37

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.15.23

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.15.16

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.20.02

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.20.59

В твиттере и фейсбуке много осуждающих постов.

В то же время другие пишут, что автора неправильно поняли, не дочитав статью до конца.

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.30.19

Под этим постом уже больше 20 комментариев, большинство — удивлённые и осуждающие позицию автора. Тем не менее и тут началось обсуждение темы, которую он поднял.

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.35.38

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.36.41

Позже в начале статьи на сайте <<КП>> появился комментарий автора с ответом на обвинения, которые посыпались в его адрес. В нём он пояснил, что не считает лиц с ограниченными возможностями <<изгоями>>, а лишь рассуждал о том, как развивается человечество.

Снимок экрана 2016-04-15 в 17.43.35

Ранее TKSAG рассказывал несколько историй об отношении в России к детям-инвалидам. А также о том, как 13-летней девочке-инвалиду пришлось через суд добиваться лекарств, которые ей и так обязаны выдавать.