<<Никогда такого не было, и вот опять>>. Pikabu и Life расследуют накрутки на <<Кинопоиске>>

Даниил Александров Даниил Александров

Пользователи Pikabu вскрыли механизм накрутки рейтинга фильмам на сайте <<Кинопоиск>>, а журналисты Life узнали у продюсеров, как эти механизмы работают и кто ими пользуется. Выводы можно сделать самые печальные.

kinopoisk-01

К не вполне желаемому результату привела попытка режиссёра и продюсера фильма <<Землетрясение>> бороться с массовым набегом пользователей Pikabu на сайт <<Кинопоиск>> с целью понизить картине оценку.

Заметив, что люди массово ставят фильму <<единицы>>, понизив рейтинг с 7,5 до 6 за несколько часов, режиссёр Сарик Андреасян и продюсер Рубен Дишдишян обратились к общественности и к сайту.

Дишдишян обратился к руководству сайта с просьбой <<разобраться>>, а своих подписчиков призвал голосовать за фильм, чтобы вернуть высокий рейтинг. С таким же воззванием выступил и Андреасян.

В результате через некоторое время процент <<десяток>> в статистике голосования сильно вырос. Было вот так:

kinopoisk-03

А стало вот так:

kinopoisk-04

Помогли ли в данном случае друзья съёмочной группы или <<Кинопоиск>> удалил часть оценок <<единица>>, неизвестно (ни <<Кинопоиск>>, ни продюсеры не стали давать комментарии прессе). Однако нетрудно было выяснить, откуда взялось так много желающих снизить рейтинг <<Землетрясения>>. На это указывал скриншот в посте Андреасяна, сделанный на сайте Pikabu.

Пользователи Pikabu пошли <<мочить>> фильм не просто так. Один из них нашёл в интернете объявление, в котором анонимный заказчик предлагал пользователям деньги за положительные оценки фильму.

kinopoisk-05

В треде последовал призыв ответить массовыми <<единицами>>, чтобы восстановить справедливость.

kinopoisk-06

В результате рейтинг удалось обвалить. Правда, ненадолго. После постов Дишдишяна и Андреасяна рейтинг вернулся на прежний уровень. 14 декабря он был вот такой:

kinopoisk-07

Это не первый случай, когда на Pikabu обнаруживают манипуляции с рейтингом. Довольно подробно вопрос был изучен на примере фильма <<28 панфиловцев>>, которому рейтинг, наоборот, искусственно занижали. Пользователи выяснили, что картине массово ставили <<единицы>> с аккаунтов, на которых в этот момент не была зарегистрирована активность, если судить по открытым логам.

Такое бывало и раньше. В мае этого года некоторые зарегистрированные пользователи <<Кинопоиска>> обнаружили, что якобы ставили оценки некоторым фильмам, хотя в этот момент даже не заходили на сайт. Тогда руководство сайта обещало провести расследование, однако о результатах не доложило.

Life обнаружил, что массовая скупка оценок — рутинная практика на бирже контента Advego. Например, тот же анонимный заказчик, что поднимал рейтинг <<Землетрясению>>, делал это и с другими фильмами, например:

<<Голоса большой страны>>,
<<Мафия. Игра на выживание>>,
<<Воин>>,
<<Смайлик>>,
<<Выживший>>,
<<Дом странных детей мисс Перегрин>>,
<<Девушка в поезде>>.

Среди российских фильмов чаще других накручивают рейтинг картинам производства кинокомпании Enjoy Movies. Именно она сняла <<Землетрясение>>, с которого начался нынешний скандал.

Life поговорил с кинопродюсерами и выяснил, что заказать накрутку рейтинга своего фильма или, наоборот, <<скрутку>> фильма, который снял конкурент, — это обычная практика. Для этого нанимают промоагентство, и стоит это довольно дорого.

Я сам этим занимался когда-то. Такая опция есть у любого агентства. Стоит по-разному, от масштаба и бюджета зависит, но дороже в 3–4 раза, чем, например, один клик на ролик, — рассказал анонимный источник издания.

Насколько рейтинги на <<Кинопоиске>> при этом влияют на сборы от проката, сказать сложно, но эксперты сходятся в том, что не очень существенно. Гораздо важнее количество показов рекламы и количество кинотеатров, в которых одновременно стартует прокат.

Проблемы <<Кинопоиска>> с пользователями социальных сетей начались сразу после перезапуска портала в октябре 2015 года. Тогда сайт, ранее выкупленный «Яндексом», вызвал шквал критики, после того как полностью сменил дизайн и функционал. Основатель портала Виталий Таций назвал перезапуск провалом и предрёк неизбежную кончину ресурса. Вскоре негативные отзывы заполонили соцсети. По данным портала newkinopoisk.ru, где собраны все мнения о новом дизайне «Кинопоиска», негативных из них — 96 %. Стали набирать популярность хештеги #Кинопоиск и #ВернитеКинопоиск, а также начался сбор подписей под петицией с требованием вернуть старую версию сайта.

В качестве акции протеста пользователи даже искусственно разогнали рейтинг трэш-фильма <<Зелёный слоник>> до 8,2 балла, так что он сравнялся с такими картинами как «Однажды в Америке», «Безумный Макс: дорога ярости», «Город грехов». В итоге <<Яндекс>> отказался от нового дизайна, полностью откатил все изменения и в дальнейшем занялся поэтапным развитием сайта.