Nike запустил рекламу хиджабов для спорта. В соцсетях многие негодуют

Даниил Александров Даниил Александров

Хэштег #boycottNike (<<бойкот Nike>>) стал набирать популярность на прошлой неделе, после того как компания-производитель спортивной одежды показала рекламу своей новинки — фирменного хиджаба. Линейка Nike Pro Hijab, ориентированная на мусульманок, увлекающихся спортом, и профессионалок, некоторым показалась поддержкой гендерного неравенства.

Компания Nike анонсировала выпуск линейки специальной спортивной одежды для мусульманок ещё в конце февраля. Тогда она выпустила что-то вроде тизера, в котором сам продукт не показали, зато были девушки-спортсменки в хиджабах и без.

Ролик не стал таким популярным, как реклама с песней <<Из чего же сделаны наши девчонки>>, но тоже вызвал неоднозначные отклики, особенно среди самих мусульманок. Многие решили, что Nike эксплуатирует женский образ. Под публикациями Nike в инстаграме и на YouTube появились гневные комментарии. Иногда даже противоречащие друг другу.

Эти образы не отражают реальных мусульманок и арабских женщин вообще. Мы не носим хиджаб на пробежках!
Мой хиджаб — это мой выбор. Стыд и позор, Nike!

Так или иначе, в начале марта последовал релиз. Как выглядит Nike Pro Hijab, можно видеть на фотографии вверху этой страницы. Компания сообщает, что разрабатывала его 10 месяцев и в работе над ним приняли участие известные спортсменки-мусульманки: конькобежка Зара Лари и тяжелоатлетка Амна Аль-Хаддад. В ответ на критику Аль-Хаддад даже опубликовала специальный пост в фейсбуке.

Вот что она пишет:

Я понимаю, что у многих вызвало вопросы, почему <<именно сейчас>> Nike решил выпустить такой продукт как Pro Hijab. Как бывшая атлетка, которая соревновалась в хиджабе, я могу сказать, что раньше большие бренды не видели необходимости в нём, поскольку он не был популярен, а женщины, которые тренировались или соревновались в хиджабах, не попадались на глаза. […] Я поддерживаю спортсменок-мусульманок в хиджабах или без. Как одеваться — это их выбор. Хиджаб Nike совершенно точно побудит целое поколение женщин профессионально заняться спортом.

Однако многие видят в хиджабе вовсе не символ свободы выбора для женщин, а наоборот — символ угнетения. С 10 марта, когда Nike показал свой хиджаб, хэштег #boycottNike очень быстро распространился в твиттере.

<>.

<<Если вам понравился хиджаб Nike, вы точно будете в восторге от новых камней Nike с лучшими характеристиками, которые пригодятся, когда она его снимет>>.

<<Просто сделай это… если муж разрешит>>.

Некоторые комментируют кстати подвернувшиеся новости об очередной девушке-атеистке, которую до смерти забили камнями за участие в конкурсе красоты.

<<Иншалла Nike скоро начнёт выпуск камней по шариату>>.

Волна протестов дошла и до России.

Nike недовольны не только сторонники гендерного равенства и противники ислама, но и радикальные исламисты. Ещё на прошлой неделе запрещённое в России <<Исламское государство>> попросту запретило Nike, объявив его <<харам>>. Это логично, учитывая, что компания названа в честь языческой богини победы. Видимо, просто раньше у ИГИЛ не доходили до этого руки.

В феврале реклама Nike, в которой девочка поёт советскую песню «Из чего же» про девчонок, которые сделаны из «загадок и мармеладок», но, глядя на появившихся в зале звёзд спорта, меняет текст, стала вирусной и понравилась многим пользователям сети. Но феминистки выдвигают претензии к ролику: они не понимают, почему женщина должна выбирать между спортом и красивыми платьями, и вспоминают о женщинах из бедных стран, которые за гроши шьют на фабриках одежду для крупных брендов.