Соцсети осудили сотрудницу <<Яндекса>> за незнание нацистского лозунга

TKSAG TKSAG

Копирайтер <<Яндекса>> в блоге недоумевал, почему никому не нравится слоган <<Каждому свое>> для сервиса <<Яндекс.Радио>>, забыв, что именно эта фраза была написана на воротах Бухенвальда.

12 октября на платформе Medium один из копирайтеров компании <<Яндекс>>, Александра Стародубцева, опубликовала пост-статью, которая вскоре стала предметом недовольства многих и ожесточенных споров в соцсетях. Публикация, озаглавленная Speak Russian, Dude (<<Чувак, говори по-русски>>) была в целом посвящена локализации рекламных слоганов и применению креативных стратегий, связанных с языковой игрой. Внимание в статье привлек один абзац:

<<Яндекс.Радио Каждому своё — да, мы хотели запустить Яндекс.Радио со слоганом «Каждому своё». Потому что персонализируется и оно. Но не вышло — коннотация оказалась слишком сильной. Мало кто мог точно объяснить, что плохого в этом варианте. Но все чувствовали подвох>>.

Бывший главный генеральный директор издательского дома <<Коммерсантъ>> и совладелец газеты <<Ведомости>> Демьян Кудрявцев перепечатал этот абзац в Facebook. В комментарии сразу же пришли известный писатель Лев Рубинштейн и журналист Сергей Пархоменко.

jedem 04

Очевидно, что от внимания автора статьи ускользнула связь между фразой <<Каждому свое>> и воротами концлагеря Бухенвальд, на которых она была написана по немецки: <>. Пост за считанные часы набрал больше тысячи лайков и сотни комментариев. Многие расшаривали его с уничижительными ремарками в адрес <<Яндекса>> сотрудников. Многие шутили на тему <<сотрудникам <<Яндекса>> запрещают пользоваться Google>>.

jedem 02 jedem 03

Пост на Medium через некоторое время был отредактирован (кэш гугла пока хранит старый вариант), текст спорного абзаца был изменен:

<<Каждому своё — да, среди набросков во время брейншторма был и такой вариант. Радио персонализируется и оно. Но негативная коннотация оказалась слишком сильной, и вариант остался в чёрной комнате критики>>.

jedem 09

При этом сама Александра Стародубцева в Facebook намекнула на то, что в исходном тексте содержался сарказм, шутка.

jedem 07

Многие, тем не менее, защищали копирайтеров <<Яндекса>>: стоит ли запрещать любую фразу, использованную когда-либо нацистами, но придуманную не ими?

jedem 05 jedem 06

Само выражение <<Каждому свое>> восходит к античному философу Платону и стало сентенцией благодаря римскому философу и политику Цицерону, который впервые употребил его в латинском варианте (<>) в трактате <<О природе богов>>. Перевод фразы Цицерона, наиболее близкий к употреблению в русском языке звучит так: 

«Правосудие узнается по тому, что оно присуждает каждому своё».

Известно также выражение Иисуса Христа <<кесарю — кесарево, Богу — Богово>>, которое встречается в Евангелии от Матфея и также часто используется в значении <<каждому свое>>.

На 75-летие марки Coca-Cola в 2015 году германский филиал компании отметился неудачным роликом на немецком языке, в котором многие усмотрели намеки на славное нацистское прошлое Германии, поскольку времена, когда начали разливать напиток, то есть 1930-е годы, в ролике характеризовались как alte gute Zeite, <<старые добрые времена>>. Копирайтеры ролика были уволены.

В 2014 году на форуме в Давосе вызвала скандал реклама <<Сбербанка>> <<Сегодня Сочи. Завтра весь мир>>, которую немецкоязычная публика однозначно расценила как намек на слоган нацистов <<Сегодня Германия, а завтра — весь мир>>.