Китайская торговая площадка AliExpress перешла к массовым репрессиям за попытки обманывать продавцов и требовать возврата денег за нормальный товар, к которым прибегают некоторые покупатели из России. Ролики с подробными инструкциями, как зарабатывать таким образом на жизнь, в большом количестве появились на YouTube, и журналисты заподозрили компанию в том, что она приняла жёсткие меры. В AliExpress факт репрессий отрицают. Текст обновлён.
О том, что один из крупнейших в мире онлайн-магазинов AliExpress начал блокировать аккаунты россиян по подозрению в мошенничестве, сообщает сайт Akket. Таким образом площадка планирует бороться с читерами, которые через споры с продавцами пытаются вернуть деньги за доставленный качественный товар.
В августе россияне начали массово жаловаться на блокировки. Обычно действие аккаунта приостанавливается после того, как покупатель <<открывает споры>> с продавцами. <<Спором>> называется претензия продавцу на некачественный товар или его отсутствие. Сначала можно просто потребовать от продавца компенсации, затем — привлечь команду техподдержки AliExpress. Если доказать, что продавец был недобросовестным, техподдержка заставит его вернуть покупателю всю уплаченную за товар сумму или её часть.
Характерной особенностью банхаммера 2018 года стало то, что он имеет обратную силу. Блокируют не только тех, кто заводит новые <<споры>>, но и тех, у кого есть старые.
Сегодня столкнулся с неприятностью( Мою учётку на @aliexpress заблокировали за нарушение правил площадки. А именно за открытые мною трёх споров , один из которых я закрыл, а два решились в мою пользу, так как товар не пришёл, и всё это было в 2017 году, а заблокировали сейчас(
Вслед за временной блокировкой следует попадание в чёрный список. Это значит, что нельзя будет создать аккаунт с того же IP, с тем же адресом доставки или с теми же именем и фамилией.
Как пишут на Akket, массовые блокировки связаны с тем, что на площадке участились случаи мошенничества через <<споры>>, и распространён этот метод стал среди аудитории из России. Покупатели делают вид, что посылка не пришла или пришёл некачественный товар, вступают в <<спор>> и обманывают техподдержку.
Уровень мастерства в такого рода мошенничестве стал так высок, что AliExpress стало проще банить тех, у кого число <<споров>> превышает определённый лимит (какой именно — неизвестно). Akket пишет, что если на десять покупок открыто восемь споров, то аккаунт будет заблокирован.
На YouTube публикуются очень подробные инструкции: как вести себя, чтобы обмануть техподдержку и продавца. Даются подсказки, как вести сразу несколько аккаунтов, как покупать что-то для виду, прежде чем вступить в спор, как вести диалог в сообщениях, как выбирать товары для мошенничества.
Таких роликов на русском языке только в 2018 году на YouTube опубликованы десятки. Теперь к ним добавляются инструкции, как избежать блокировок из-за мошенничества, как вернуть к жизни заблокированный аккаунт или завести новый так, чтобы не попасть под бан по IP или адресу.
Чтобы не стать жертвой китайских массовых репрессий, пишет сайт <
— не оставляйте неоплаченный товар в корзине (для этого есть раздел <<Мои желания>>),
— подтверждайте электронную почту,
— не указывайте при регистрации фейковые данные (например, страну проживания, отличающуюся от IP),
— и главное: не открывайте споры по пустякам, а лучше вообще их не открывайте.
Для того, чтобы не вступать в конфликт с продавцами, нужно следить за тем, у кого и что вы собираетесь купить. Попасть под бан вы можете, даже если выставили совершенно справедливые претензии.
Открывайте спор только в том случае, если это действительно необходимо. Если товар пришёл после закрытия спора — напишите администрации и продавцу, наверняка вам предложат способ оплаты по уже закрытому заказу. Таким образом вы останетесь честны перед всеми.
Если ваш аккаунт заблокировали временно, при попытке входа появляется надпись: <
Если ваш аккаунт забанен навсегда, появится надпись: <
Представитель AliExpress Антон Пантелеев рассказал РБК, что блокировки нельзя назвать массовыми, особенно по сравнению с общим числом заказов на площадке, но признал: действительно, при определённом соотношении споров к заказам пользователей банят.
Система анализа выделяет пользователей, у которых соотношение заказов и открытых по ним споров превышает все разумные пределы, например, при 20 заказах и 19 открытых спорах может идти речь о сознательном фроде. У пользователя всегда есть возможность подать апелляцию, и значительное количество сознательных покупателей получает свои аккаунты назад. Мошенники, в свою очередь, предпочитают со службой поддержки дополнительно не общаться.
Некоторые люди делают покупки, как будто находясь не в себе, а потом жалеют и пытаются их вернуть, хотя с товарами всё в порядке. Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с приступом шопоголизма (особенно когда ходил в супермаркет, не пообедав).
А вот шотландец Марк Дойл реально накупил в магазине кучу ненужных одинаковых вещей и попытался вернуть, объяснив, что делал покупки во сне. Выяснилось, что мужчина действительно страдает приступами нарколепсии, которые настигают его даже между полок с корзиной в руках.
Продавцы онлайн-магазинов бывают мошенниками ничуть не реже, а то и чаще, чем покупатели. Популярный американский видеоблогер вместо фотоаппарата Canon Mark II получил от онлайн-магазина Amazon фирменную коробку с камнями внутри. Обращение в техподдержку помогло, товар поменяли. Но фотоаппарата блогер так и не получил, и кажется, это был самый жёсткий троллинг в истории онлайн-торговли.