<<Русские евреи>> выходят в кино. О чём новый фильм Леонида Парфёнова

Ольга Хохрякова Ольга Хохрякова

В прокат выходит новый документальный фильм известного журналиста Леонида Парфёнова под названием <<Русские евреи>>. Трилогия расскажет о роли евреев в российской истории, их ассимиляции и влиянии. В кинотеатрах первая часть фильма появится 14 апреля, а к концу года будут сняты ещё две части.

Документальный фильм <<Русские евреи>> — первый проект журналиста, который выйдет не на телевидении, а в кинопрокате. Его покажут кинотеатры Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ярославля, возможно, вскоре этот список расширится. Режиссёр фильма — Сергей Нурмамед, с которым Парфёнов работает уже много лет.

3
ЦДК

Фильм разделён на три части по хронологии. В первой речь пойдёт об истории евреев с XI века до революции 1917 года, во второй — с 1918 года до 1948 годы, в третьей — после 1948 года.

«Дореволюционное стремление к ассимиляции обусловило еврейский взлёт в СССР, массовое обрусение до состояния второй титульной нации и почти слияние с первой. Наше поколение — последнее, которое застало этот процесс как часть русской культурной традиции. Мы стремились к максимальной экранной выразительности — стилистика видеографики и игровых сцен, оживающих портретов разработана специально для этого проекта. Музыка написана по нашему заказу Анной Друбич, привлечены десятки профессиональных актеров», — приводятся слова Парфёнова на сайте Центра документального кино.

В анонсе также говорится, что фильм рассказывает о традиционном еврейском укладе жизни, о том, как порывали с ним будущие знаменитые финансисты и промышленники, учёные, деятели искусства и революционеры.

1
ЦДК

В нём также рассказывается о том, как русское слово pogrom вошло в иностранные языки, о «деле Бейлиса» (обвинение еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика — прим. TKSAG), о первой волне эмиграции, эсерах и большевиках, расшатавших царский строй и о ближайших соратниках Ленина.

 <<Наше кино не о том, что разделяло наши народы, а о том, что связывало>>, — сказал в интервью <<Газете.Ru>> Леонид Парфёнов.

Примерно так автор фильма и отвечает всем, у кого после просмотра остаётся впечатление, что фильм мало рассказывает об истоках антисемитизма и показывает ассимиляцию скорее в позитивном ключе.

ЦДК
ЦДК

История евреев в России имеет значение для всей страны, потому что номинально не русские по происхождению люди сыграли огромную роль в развитии истории и культуры страны, говорит Парфёнов.

<<Я сделал, наверное, 150 серий документальных фильмов про русскую историю и культуру. И всякий, кто занимается русской цивилизацией, знает, сколько номинально не русских по происхождению людей внесли в неё неоценимый вклад. Начать с того, что наше всё был мулат — оказывается, и мулат может быть стопроцентным русаком. И есть три нации — грузины, немцы и евреи, — которые на определённых этапах массово переходили в русскость. Становились русскими по культуре, языку, работе, карьере — по-русски проживали жизнь. Это миллионы людей, несколько поколений>>, — говорит он <<Газете.Ru>>.

Премьера фильма уже состоялась, и ЦДК выложил в своей группе <<ВКонтакте>> фотографию с мероприятия:

1

<<В фильме используется большое количество графики и анимации: с помощью техники захвата движения авторы заставили говорить портреты и фотографии исторических лиц>>, — отмечает посмотревший фильм корреспондент BBC.

В результате получается, что Александр I будто сам читает указ о фамилиях для евреев, а Пётр Столыпин рассказывает о бедственном положении дел за чертой оседлости, рассказывает корреспондент.

<<Что же касается содержания, то Парфёнов остаётся верен своему авторскому стилю: речь ведущего густо подбита гвоздиками афоризмов, хорошо запоминающихся и ярко формулирующих суть дела. Так, рассказывая о трёх разделах Польши XVIII века, в результате которых Россия присоединила к себе земли с плотным еврейским населением, Парфёнов эффектно заключает: „Не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям“>>, — пишет после просмотра фильма публицист Алёна Солнцева на Colta.

На премьере была и журналист Ксения Собчак. Она выложила в инстаграм фрагмент выступления бизнесмена Михаила Фридмана.

Михаил Фридман и Леонид Парфенов представляют фильм <<Русские Евреи>> . Миша рассказывает о своих бабушках. Сюда еще не вошел фрагмент про дефицит еврейских жен в России.:))) Из неизвестных мне до этого фактов- оказывается,в дореволюционной России ,чтобы поступить еврею в платную(!) школу было правило,что его родители должны привести с собой на обучение еще и русского мальчика. И заплатить и за него,разумеется,иначе какой ему резон?:)) Еще прекрасен вывод Парфенова после рассказа про знаменитейшее <<Дело Бейлиса>>:>> В Европе сам факт возбуждения подобного дела в 20м века посчитали варварством ,европейцы так и не поняли,что это невероятный прогресс для России-дело-то возбудили ,но приговор вынесли оправдательный>>. Это дело(кто не помнит,википедия вам в помощь)-очень точно характеризует русский народ,русский характер. Жюри присяжных было специально подобрано из крестьянства и разночинцев,православных людей. И вот Эти присяжные согласились с тем ,что убийство мальчика носило ритуальный характер(как бы испить кровь христианских младенцев), НО(!) вот обвинить конкретного человека,стоящего перед ними,явно невиновного , уже не смогли…!! Очень по-нашему,мне кажется:) Для меня это еще и фильм о том,как притеснения одного маленького,но гордого народа вылились в огромную трагедию для всей страны. Не было бы антисемитизма,погромов и черты оседлости,кто знает,может и революцию 17го было бы некому делать:))

Видео опубликовано Ксения Собчак (@xenia_sobchak)

К концу года планируется закончить съёмки ещё двух частей фильмов. И пока трилогия не будет готова целиком, она вряд ли появится на телевидении, рассказал Парфёнов <<Газете.Ru>>.

<<Если будет (телеэфир — прим. TKSAG), то когда мы доснимем ещё два фильма. „Ящик“ же не может показывать сначала в апреле, а потом в январе. Мы к декабрю доделаем остальное>>, — сказал журналист.

Фильм снят фондом «Генезис» и студией «Намедни» в сотрудничестве с Центром документального кино (ЦДК).

Вот трейлер первой части документальной трилогии, которая выходит в кино с четверга:

Леонид Парфёнов вёл программу «Намедни» на НТВ до её закрытия в 2004 году. Затем возглавлял журнал «Русский Newsweek» до 2007 года, работал на телеканале «Дождь». Парфёнов — обладатель телевизионной премии ТЭФИ и многих других наград в области журналистики.

Тема национальности до сих пор всплывает время от времени в скандалах. Например в среду пользователи соцсетей обратили внимание, что ведущая <<России 24>> прошлась по национальности украинского политика, заявив прежде всего, что он еврей.

Ранее TKSAG рассказывал, как еврейская молодёжь в России выходит из тени.