<<Безголовые женщины Голливуда>>: как проект об объективации в постерах к фильмам снова стал актуальным

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Комедийная сценаристка Марсия Белкси ведёт проект, в котором показывает, как часто на голливудских постерах изображают тело женщины, но не её голову. Марсия считает, что это одно из проявлений объективации. Она утверждает, что даже использование таких художественных приёмов в качестве отсылок к старым фильмам только поддерживает сексистскую традицию. Под раздачу попал даже фильм <<Чудо-женщина>>, который обычно считают одним из образцов картин о сильных героинях.

Марсия занимается стендап-комедией и поёт в группе Free the Mind. Также она написала сценарий к мюзиклу по книге <<Рассказ служанки>>, которая легла в основу одноимённого сериала, завоевавшего любовь критиков. Свой проект <<Безголовые женщины Голливуда>> она ведёт с 2016 года. Недавно Марсия отмечала вторую годовщину запуска проекта, и теперь на него обратили внимания крупные СМИ, включая BBC, The Daily Dot и indy100, а также множество пользователей соцсетей.

Взрыв популярности в основном объясняется тем, насколько актуальна тема объективации женщин на фоне того, как скандалы вокруг домогательств нашли отголосок даже в индустрии аниме. Аккаунты проекта <<Безголовые жанщины Голливуда>> в твиттере и Tumblr показывают кинопостеры, создатели которых не посчитали нужным поместить на них лица актрис, но подчеркнули их сексуальность. Большинство постов сопровождается комментариями о том, как такой приём продвигает образ женщины как объекта, у которого важна только сексуальность.

Отдельно Марсия отмечает серию постеров к фильму 2015 года <>. Шпионский боевик пародирует многие фильмы о Джеймсе Бонде, в которых тоже находили много сексизма, но юмористка убеждена, что промокампания не высмеивает этот сексизм, а использует сама.

Один из самых спорных постов проекта связан с фильмом <<Чудо-женщина>>, который позитивно восприняло почти всё феминистическое движение, ведь главная героиня — настоящий образец эмансипации. Впрочем, с этим спорил режиссёр Джеймс Кэмерон, считавший, что это шаг назад по сравнению с образом Сары Коннор из фильмов о Терминаторе.

Кроме Марсии тему объективации на постерах недавно поднял сирийский художник под ником Saint Hoax. Он выпустил серию из трёх постеров <<Хватит вырезать женщин из общей картины>>, суть которых почти такая же, как у проекта Марсии: постеры с сексуализированными образами женщин показаны на светлом фоне с табличкой <<Мои глаза вообще-то здесь>> на том месте, где и в самом деле были бы глаза героинь, если бы их показывали.

Картинки от Saint Hoax дают более детальный взгляд на проблему: он дополняет статистикой о том, как мало важных мест в киноиндустрии достаётся женщинам. Статистика основана на ста самых кассовых фильмах 2017 года.

<<Операторами 98 процентов фильмов являются мужчины>>.
<<Режиссёрами 92 процентов фильмов являются мужчины>>.
<<Продюсерами 76 процентов фильмов являются мужчины>>.

Равноправие полов до сих пор остаётся вопросом, в котором очень легко кого-то задеть, как это случилось с производителями пива для женщин, которые очень неудачно выбрали цвет для этикетки. Может быть, и создателям постеров, и защитникам женщин на них стоит спросить у самих актрис, как они относятся к использованию таких приёмов. Не исключено, что их ответ удивит так же, как ответ Дженнифер Лоуренс феменисткам, решившим, что её заставляют стоять на морозе без тёплой одежды.