А вы могли бы поступить? Оксфорд опубликовал пять вопросов, которые задают на собеседовании

Александра Тян Александра Тян

Оксфордский университет, один из самых престижных в мире, опубликовал пять вопросов, которые обычно задают абитуриентам при поступлении на обучение по нескольким предметам: иностранные языки, математика, психология, философия, политика, экономика и медицина. Вместе с вопросами были опубликованы и примерные ответы, написанные профессорами, которые проводят собеседования.

sgb-degree-certificates-pad003245-01 

Предмет: современные языки

Вопрос: Что делает роман или пьесу <<политической>>?

Хелен Свифт, колледж Св. Хильды:

Такие вопросы обычно задают, исходя из мотивационного письма абитуриента. Часто молодые люди пишут, что очень интересуются <<политической>> литературой. Мы можем начать с того, что попросим их обсудить одну из книг, которые они упоминают в письме, чтобы дать им возможность поговорить о том, что им знакомо. Например: <<Почему? Как? Почему кому-то могло это не понравиться?>> Потом мы тестируем их интеллектуальное любопытство и способность критически мыслить, задавая более общие вопросы, предлагая сравнить несколько произведений.

Когда мы задаём вопрос <<Что делает произведение <<политическим>>?>>, мы хотим, чтобы абитуриент начал думать о том, какие аспекты романа или пьесы стоит упомянуть. Это вопрос о содержании или о стиле? Может ли это быть просто оценочным суждением? Насколько полезен этот <<ярлык>>? Что, если мы скажем, что любое искусство можно назвать политическим? Что, если автор отрицает, что его произведение политическое, а критики в этом уверены — это просто вопрос субъективной интерпретации? И так далее. Сильный кандидат в такой беседе покажет свою способность живо участвовать в беседе и развивать свои идеи. Абсолютно нормально, если он поменяет своё мнение во время дискуссии и даже скажет что-то, противоречащее его предыдущим суждениям. Мы хотим видеть, что человек гибко мыслит, видит разные точки зрения, может признать свою неправоту и способен к глубокому анализу. Конечно, кандидату придётся хотя бы на минуту задуматься во время разговора — и мы надеемся, что <<ммм>>, <<а>>, <<ну>> и так далее тоже будут фигурировать в их ответах!

Предмет: медицина 

Вопрос: В Великобритании от рака умирает один человек из четырёх, но в Филиппинах — только один из десяти. Какие факторы влияют на эту разницу?

Крис Норбури, Королевский колледж:

Это открытый вопрос, здесь нет правильного ответа. Он должен стимулировать дискуссию, вроде тех, которые обычно происходят на семинарах. Дискуссия может увести кандидата в любом направлении, в зависимости от его интересов. Некоторые будут задавать уточняющие вопросы, например: <<Откуда эта статистика, насколько ей можно доверять?>> или <<Какова средняя продолжительность жизни в этих странах?>>. Кто-то начнёт с мысли о том, что многие аспекты жизни в Великобритании изначально вредны. Другие, особенно если они понимают, что продолжительность жизни в Филиппинах намного ниже, чем в Великобритании, поймут, что в развивающемся мире другие причины смерти встречаются чаще, чем рак. В данном случае мы хотим видеть в успешных кандидатах умение критически мыслить, интеллектуальное любопытство, коммуникативные навыки, умение слушать и работать в заданном учителем формате.

Предмет: философия, политика и экономика 

Вопрос: На ваш взгляд, что именно из себя представляет процесс обвинения? 

Иан Филипс, колледж Св. Анны:

Такие вопросы помогают увидеть способность кандидата думать точно и оригинально на определённую тему, развивая идеи, придумывая контраргументы, а также мыслить креативно и предлагать альтернативные подходы. Конечно, вина — это важное понятие в теории морали, но это также и эмоциональное отношение, которое часто обсуждается в философии.

В данном случае мы не ждём правильного ответа, но нам важно увидеть, что кандидат может креативно подойти к вопросу, добавляя примеры, умеет критически мыслить и аргументировать свои идеи. Многие начинают с того, что если человек А обвиняет в чём-то человека Б, А думает, что Б сделал что-то неправильно. Многие добавляют, что Б необязательно делать что-то не так. Таким образом, простая теория обвинения заключается в том, что обвинить кого-то — значит посчитать, что кто-то сделал что-то неправильно. В этот момент большинство кандидатов начинают думать, что есть и другие аспекты. Тут мы можем предложить им привести другой пример и протестировать их. Во время успешных собеседований обычно происходят очень интересные дискуссии, из которых понятно, что абитуриент умеет анализировать: например на тему чувства вины, случаев, когда обвиняемый не совершал неправильных действий или, наконец, случаев, когда обвиняется неоживлённый предмет (как сломанный принтер или телефон).

Предмет: математика

Вопрос: Представьте себе лестницу, приложенную к вертикальной стене, ножки которой стоят на полу. Средняя ступень лестницы сбоку покрашена другим цветом, чтобы было видно со стороны. Какую фигуру нарисует средняя ступень лестницы при падении на пол?

Ребекка Коттон-Барретт, колледж Церкви Христа:

Этот вопрос для того, чтобы протестировать, можете ли вы делать то, что делают все математики — абстрагироваться от ненужной информации и использовать математику, чтобы определить, что на самом деле происходит. Сначала я бы спросила у кандидата, какая, на его взгляд, форма получится при падении, а потом — как протестировать эту гипотезу. Они могут попробовать зарисовать лестницу в определённый момент падения — это нормально, — но в конечном итоге мы хотим увидеть определённый, но точный ответ, без погрешностей. Таким образом, в конце концов кандидаты начнут пытаться найти ответ с помощью формул. Некоторые сразу же обратятся к теореме Пифагора в поисках ответа.

Это забавный вопрос, потому что ответ на него сильно отличается от первых предположений. В начале кандидаты обычно думают о форме, которую принимает лестница во время падения (серия касательных к кривой по центру от стены и пола).

Предмет: экспериментальная психология

Вопрос: Серьёзное исследование показало, что у старших братьев и сестёр результаты в тестах IQ выше, чем у младших. Почему? 

Кейт Воткинс, колледж Св. Анны:

Этот вопрос на самом деле о нескольких аспектах в психологии. Во время собеседования мы направляем абитуриентов, чтобы они могли не только подумать о научных факторах, таких, как возраст матери (матери старше, когда рождаются младшие дети — возможно, это играет роль?), но и проанализировать поведение детей в зависимости от порядка рождения. Это отличный вопрос, потому что абитуриенты начинают с той темы, которая для них наиболее комфортна, и мы постепенно добавляем информацию, чтобы проследить за их реакцией. В какой-то момент мы усложняем вопрос: а как же дети, у которых нет братьев или сестёр? В конце концов большинство делает вывод, что так как старшим детям приходится многому учить младших, они таким образом улучшают свои собственные когнитивные способности. Но здесь нет действительно правильного ответа, нас всегда интересуют объяснения, которых мы до этого не слышали. Самое важное для нас — это то, какой тип аргументации выберет абитуриент и какие вопросы он задаст о самом исследовании.

b_allsoulsquad

Вопросы были опубликованы с целью развеять мифы о процессе поступления и воодушевить как можно больше абитуриентов на подачу заявок в Оксфордский университет. Каждый год на 3,5 тысячи мест для собеседования приглашаются 10 тысяч абитуриентов. Администрация университета хочет дать надежду детям из простых бесплатных школ, которые обычно не решаются подавать туда документы. В этом году примерно шесть из десяти поступивших до этого учились в бесплатных школах.

Недавно TKSAG писал о том, как ректор МГУ в напутственной речи сказал студенткам быть хорошими жёнами для математиков.