Почему современные мультфильмы нравятся не только детям, но и взрослым? <<Головоломка>>, <<Зверополис>>, <<Холодное сердце>> и другие западные мультики учат нас совершенно новым вещам в духе времени. Будь терпим к меньшинствам, не слушай родителей, девчонки круче мальчиков и другие уроки жизни, которые автор TKSAG Анастасия Кривец увидела в анимационных фильмах Pixar, Disney и Universal.
Хорошие дети — толерантные дети
С каждым годом общество меняется всё больше, а устоявшихся правил и норм становится всё меньше. Афроамериканцы обвиняют кинопремию <<Оскар>> в расизме, индус из британской роты почётного караула получает право ходить в тюрбане вместо традиционной форменной меховой шапки, Эмма Уотсон бросает актёрскую карьеру и борется за феминизм, а режиссёры братья Вачовски становятся сёстрами.
Осознание перемен всё больше поднимает тему толерантности во всех её проявлениях, и об этом говорят в детских мультфильмах.
<<— Какая же ты симпатичненькая! С этими ушками!
— Возможно, вы не в курсе, но мы, кролики, обходим тему ушей, потому что они у нас, нууу, как бы сказать…
— Как неловко! Мне, Бенджамину Когтяузеру, который сам так чувствителен к шуткам про мою любовь к пончикам, отказало чувство такта>>, — <<Зверополис>>, 2016 год.
Тема толерантности для мультфильма <<Зверополис>> — одна из ключевых. Главная героиня крольчиха Джуди в детстве получила травму при стычке с хулиганом-лисёнком и свой страх по отношению к лисам перенесла во взрослую жизнь. На протяжении всего мультфильма мы видим, как она избавляется от своих страхов и предрассудков во время совместной работы с лисом Ником.
Из-за предубеждений и страхов по отношению к хищникам Джуди становится орудием пропаганды в заговоре, организованном заместителем мэра мисс Барашкис. Во время пресс-конференции крольчиха заявляет о том, что хищники могут быть опасны и одичать в любую минуту, что приводит к гонениям и дискриминации.
Борьбу за толерантность в мультике возглавляет поп-певица Газель, чьим прообразом и голосом озвучки стала певица Шакира. В жизни поп-звезда активно занимается благотворительностью, например, на её совместные с Джастином Тимберлейком пожертвования было куплено оборудование для отделения микрохирургии в Томске.
С другой стороны тему толерантности поднимает мультфильм <<Холодное сердце>>. Главная героиня Эльза обладает сверхспособностью в духе <<Людей Х>> — замораживает всё вокруг. Но во время игры в раннем детстве травмирует свою сестру Анну, и с тех пор родители запирают её в комнате и не дают общаться с людьми. Девушка вырастает в страхе и не принимает себя, постоянно повторяет слова отца <<Молчи. Терпи. Не дай узнать>>, но в итоге срывается и отказывается от этого.
Многие углядели в мультфильме отсылку к проблемам представителей ЛГБТ, которые вынуждены скрывать свои особенности и часто отвергаются родителями, особенно в детстве.
<<Способности Эльзы, связанные с её эмоциональностью и взрослением, очевидно, являются метафорой её мощной сексуальности, и я даже пойду дальше и скажу, что Эльза и её семья борются с её гомосексуальностью, её родители даже боятся, что она „заразит“ свою младшую сестру>>, — пишет Аманда Родригез в своём
блоге на популярном феминистическом ресурсе.
Теорию об ЛГБТ-подтексте подкрепляет также то, что в фильме у Эльзы нет поклонников мужского пола и она абсолютно не заинтересована в их поиске, а <<великая любовь>>, которая должна растопить лёд в сердце, оказывается любовью двух сестёр.
Тема толерантности, которая всё чаще фигурирует в обществе, отражается в современных мультфильмах и на примерах мультяшных героев показывает, что для счастливой и гармоничной жизни человеку нужно избавиться от предрассудков и принять себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Праздник непослушания
Во все времена дети были непослушными, о проблеме отцов и детей в искусстве не сказал только ленивый. Но если раньше такое поведение в мультфильмах всячески порицалось, а персонажи своим примером учили детей слушаться старших, теперь мультяшные герои спорят с родителями, конфликтуют и в итоге оказываются правы.
<<— Я королева! Слушай меня!
— Это так нечестно!
— Нечестно?
— Ты думаешь о себе. А ты спросила, чего хочу я? Ты всё время указываешь мне, что делать, чего не делать! Ты хочешь, чтобы я стала такой, так ты, а я не стану!>> — <<Храбрая сердцем>>, 2012 год.
Персонажи старых мультфильмов подчинялись родителям беспрекословно: Золушка по приказу мачехи драяла дом и не возмущалась, Белоснежку выгнали, и она покорно ушла в лес.
В современных мультфильмах дети отстаивают свои интересы и право на выбор, даже если это противоречит желанию родителей. Героиня мульфильма <<Храбрая сердцем>> Мерида идёт против традиций и воли родителей, она готова сделать что угодно, лишь бы не выходить замуж, даже даёт матери съесть заколдованный кекс от ведьмы. В итоге девушка не просто добивается своего — родители принимают её решение и семья преодолевает пресловутый конфликт поколений.
Рапунцель, несмотря на запрет названной матери и запугивание большим ужасным миром за пределами башни, сбегает с первым встречным, лишь бы осуществить мечту — увидеть летающие фонарики в свой день рождения. Именно побег из дома помог Ралли, главной героине мультфильма “Головоломка”, наконец высказать родителям свои переживания насчёт переезда и с удивлением обнаружить, что мама с папой испытывают те же чувства.
В <<Холодном сердце>> проблемы сестёр во многом возникли именно из-за родителей, которые подавляли и запугивали старшую дочь Эльзу, заставляя её стесняться и бояться своей суперсилы. В итоге сёстры не общаются и не могут найти взаимопонимания, а Эльза срывается и погружает своё королевство в вечную зиму.
Крольчиха Джуди из <<Зверополиса>> на пути к мечте противостоит стереотипам родителей, которые повторяют дочери, что кролик не может стать полицейским, а на ферме ей самое место. С постоянными унижениями со стороны матери живёт и злодей Грю из мультфильма <<Гадкий я>>. Мать с детства тыкала его носом в каждую ошибку и растила в сыне ощущение собственной ущербности. Тем не менее, Грю удочеряет трёх девчонок и становится для них прекрасным отцом, хоть это и трудно порой. Всё вполне в духе современных тенденций:
В мультфильмах мы видим, что именно непокорные дети, которые не слушают своих родителей, добиваются успеха. Выходит, что отстаивая себя перед своими родителями, дети учатся бороться за свои интересы в будущем.
Жизнь — это сложная штука
Золушка не особо задумывалась о жизни, крёстная фея наколдовала наряд и карету — можно ехать на бал. И дети не задавались вопросами, откуда, как и кто будет за это платить. Современные дети изменились, им каждый день приходится обрабатывать огромные потоки информации и учиться мыслить критически с самого маленького возраста. Упрощённый мир, разделённый на добро и зло, им больше не подходит, и мультфильмы уходят от этой идеи.
<<— Я имею по 200 долларов в день, 365 дней в году с 12 лет, пупс.
— Николас Уайлд, вы арестованы.
— За что, зайку обидел?
— Налоги не платите. Так, 200 долларов в день, 365 дней в году, да ещё с 12 лет, значит, помножить на 20… Получается 1, 460 тысяч миллионов… Я тут смотрю, за указанный период вы уплатили ноль. Уклонение от налогов в особо крупных размерах карается 5 годами тюрьмы>>, — <<Зверополис>>, 2016 год.
За 20 лет мультики прошли долгий путь от «Короля Льва», где звери жили в саванне и необходимость гармонии между ними в природе была лишь намёком на то, какой должна быть жизнь в человеческом обществе, до <<Зверополиса>>, где звери живут в сложно организованном городе. Территория Зверополиса делится на климатические зоны, все, вплоть до дверей поезда, организовано удобно для больших и маленьких — вполне в духе современной урбанистики.
Мультфильм показывает проблемы современного общества с разных сторон. Бюрократия высмеивается, когда герои приходят в управление дорожных служб, а там работают одни ленивцы и всё происходит ужасающе медленно.
Мэр лев прежде всего жаждет удержаться на своём посту, поэтому держит в клетках одичавших хищников и скрывает это от общественности. Его заместитель мисс Барашкис и вовсе организовывает заговор, лишь бы захватить власть и отомстить начальнику льву за унижения.
Мультфильм <<Головоломка>> полностью посвящён эмоциям и психологическим процессам девочки-подростка. Её основные чувства — страх, гнев, радость, грусть и отвращение — не просто в центре внимания, они становятся главными действующими персонажами, и в такой аллегоричной форме авторы мультфильма объясняют, как устроены мы все и что происходит у человека в голове. Ребёнок с его эмоциями и переживаниями выходит на первый план, и его чувства не отвергают и не преуменьшают — наоборот, они оказываются в самом центре внимания.
Мультфильмы перестали быть продолжением детских сказок, где есть чёрное-белое и всё упрощено до предела. Теперь дети приходят в кинотеатр и видят мир таким, какой он есть, с реальными сложностями и проблемами.
Девчонки круче
Приверженцы феминизма часто критикуют старые мультфильмы за навязывание модели слабой женщины, ждущей принца, который придёт и решит её проблемы. Героини современных мультфильмов стали сильными, знают, чего хотят, и добиваются этого в разных сферах, именно женские персонажи главные во многих мультфильмах последних лет.
<<— Сразу начинаешь играть агрессивно!
— Да знаю я.
— Но не слишком.
— Вы на всех моих играх будете так фанатеть?
— Конечно! Райли, вперёд!>> — <<Головоломка>>, 2015 год.
Сферы деятельности женщин расширяются всё больше, и вместе с ними — деятельность героинь мультфильмов. Они больше не просто красавицы, которые танцуют, поют и ждут прекрасного принца, у девушек есть собственные интересы, они становятся лучшими в своей сфере и не стесняются этого. Малышка Райли из <<Головоломки>> серьёзно занимается хоккеем, что не очень типично — во многих странах турниров по хоккею для женских команд до сих пор нет.
Мерида с детства увлекается стрельбой из лука, и когда за право жениться на ней парни соревнуются на турнире, принцесса берёт в руки лук, рвёт платье и с лёгкостью обходит всех потенциальных женихов, будущих воинов.
Джуди с отличием заканчивает академию и становится первым полицейским-кроликом в истории Зверополиса. Она очень маленькая, а в полиции кроме неё работают только крупные звери: тигры, носороги, быки и прочие. Джуди постоянно унижают, но благодаря огромному упорству и трудолюбию она добивается признания и становится лучшей.
В обществе спорят, нужно ли поднимать проблемы феминизма в мультфильмах. В колонке издания
<<Такие картины нужны не только женщинам. Когда я сказала своему 8-летнему сыну, что мы пойдём на „Храбрую сердцем“, он отреагировал так, словно я сказала, что летних каникул не будет, и предложила съесть сэндвич со шпинатом. Он очень расплывчато объяснял, почему не хочет идти, а когда я спросила прямо, признался, что ему нечего делать там, ведь главный герой — девочка. Было очень непросто уговорить его пойти, и он очень испугался медведя, но в конце сказал, что ему очень понравилось>>, — пишет Полс.
Так или иначе, феминистичные, сильные женские персонажи в современных мультфильмах вышли на первый план и потеснили мужские, которые раньше были более популярны.
Кто здесь слабый пол?
Времена сильных рыцарей и принцев, которые спасают мир, а заодно завоёвывают прекрасную девушку, в мультфильмах прошли и, похоже, безвозвратно. Спящая красавица, наверное, перевернулась бы в своём стеклянном гробу, если бы увидела, какими герои мультфильмов станут в будущем: теперь они нерешительные, нелепые, а иногда даже подлые.
<<— Я знал, что получу корону только женитьбой.
— О чём ты говоришь?
— Как наследница больше подошла бы Эльза, но с ней возникли сложности. А с тобой — ты так жаждала любви, что согласилась выйти за меня, едва узнав. Я думал после женитьбы устроить Эльзе несчастный случай>>, — <<Холодное сердце>>, 2013 год.
Мультфильм <<Холодное сердце>> полностью разрушает идею любви с первого взгляда, когда героиня встречает своего принца на балу и они тут же женятся. Эльза отговаривает сестру от поспешного замужества с идеальным на первый взгляд парнем и оказывается права — молодой человек любил только власть и за счёт брака хотел стать королем. В мультфильме подчёркивают, что прежде всего нужно узнать человека, а уже потом принимать серьёзные решения.
И Анна находит себе парня в процессе спасения города от снежного проклятия. Её избранник — простой оленевод Кристоф, который занимался доставкой льда, а из-за вечной зимы потерял свой бизнес. И помогать принцессе он идёт не от любви или героизма, а прежде всего защищая собственные интересы. Пара влюбляется во время совместных поисков Эльзы, и в конце показан поцелуй, но на этот раз всё развивается без спешки.
Потенциальные женихи Мериды, дети глав сильнейших кланов Шотландии, выглядят откровенно нелепыми: тощие, глупые, невоспитанные. Неудивительно, что принцесса взбунтовалась против брака с ними.
В <<Головоломке>> Райли перед хоккейным матчем сталкивается с мальчиком и ведёт себя спокойно и уверенно. А у мальчика в голове в это время дикая паника, и он не может связать и двух слов.
Авторы мультфильмов всё чаще стали показывать сильных женщин, и мужчины на их фоне сильно уступают. Но с другой стороны, они наконец-то показывают живыми и настоящими, без доспехов и суперсилы. Мы видим в героях мультфильмов те же проблемы и страхи, которые встречаются в реальной жизни. Современные мультфильмы перестали навязывать образ <<сильного мужчины>> и показывают, что герои могут быть разными и в этом нет ничего страшного.
Мультики стали не те, и это нормально
Cовременные люди всё больше времени проводят с гаджетом в руке, и медиа как никогда раньше влияют на наши представления о том, что хорошо и что плохо. Многие девушки по всему миру мечтают о попе как у Ким Кардашьян, а парни выстраиваются в очереди за новыми кроссовками от Канье Уэста. Гораздо больше людей ждут выхода нового сезона сериала <<Игра престолов>>, чем новой книги из серии <<Песнь льда и пламени>>, по которой этот сериал снимают. Современные дети читают книги гораздо меньше, чем предыдущие поколения, психологам приходится успокаивать родителей и объяснять, что в этом нет ничего плохого — просто их дети совсем другие и получают информацию по-другому.
Мультфильмы — один из первых источников, в которых ребёнок видит, каким может быть мир, и своё место в нём. И многих взрослых пугает то, как сильно мультики изменились за последние годы и какие модели поведения теперь показывают мультяшные герои.
Иметь своё мнение и уметь отстаивать его перед кем бы то ни было, уважать других и находить взаимопонимание с разными людьми, трудиться ради своей мечты, увлекаться интересным делом, быть собой, сильным или слабым, но собой — всему этому учат современные мультфильмы. И давайте будем честны, именно такими людьми мы восхищаемся в реальной жизни. Так почему же боимся, что такими станут наши дети?