Мобильные операторы в РФ в 2014 году понесли миллиардные убытки из-за массового отказа пользователей от sms и звонков в пользу мессенджеров и онлайн-сервисов. Об этом
По словам аналитика, компании мобильной связи не досчитались около 2% предполагаемых доходов или 15-20 млрд рублей.
По статистике J&P, в России самым популярным мессенджером является Skype, которым пользуются более 70 % опрошенных. Следом идут WhatsApp и Viber, остальные пользуются сервисами «Mail.ru Агент», «ВКонтакте», «Одноклассники», ICQ, WhatsApp, QIP, Facebook Chat. Проникновение мобильных мессенджеров в России составляет 78%.
«Ситуация быстро меняется, например WhatsApp и Viber уже вплотную конкурируют со Skype по популярности, а в крупных городах, скорее всего, уже обогнали», — добавляет Солонин.
Подобные приложения называют <<наложенными сервисами>> (Over The Top). Это услуги, предоставляемые сторонними компаниями на базе операторских сетей передачи данных.
«Переход к партнерской модели предоставления широкого разнообразия OTT-сервисов является мейнстримом развития отрасли на ближайшие несколько лет», — резюмировали в J&P. «Более половины операторов уже готовы к партнерствам, однако, многие операторы затрудняются с выбором конкретных моделей и форм взаимодействия с OTT>>.
Основные модели взаимодействия мобильных операторов с OTT-провайдерами коммуникационных сервисов сводятся к выпуску ко-брендированной SIM-карты и специальных тарифных планов с различными бонусами для абонентов. По мнению аналитиков, более перспективные модели партнерств лежат в области использования открытых платформ, которые позволяют OTT-провайдерам интегрироваться в ИТ-системы операторов и участвовать в разделении доходов,.
Операторы могли бы попробовать блокировать работу подобных сервисов, но пока никто из <<большой тройки>> не решился на это.
Тенденция общемировая, по данным Juniper Research, совокупные потери операторов мобильной связи от использования интернет-мессенджеров и VoIP во всем мире составили около $14 млрд. По подсчетам Ovum, совокупная упущенная выручка мобильных и фиксированных операторов только от OTT-cервисов за период с 2012 по 2020 гг. достигнет $479 млрд или 6,9% глобального рынка голосовых услуг.