Xiaomi составила шпаргалку для менеджеров: что не стоит говорить журналистам. И — упс! — раздала журналистам
После неудачного размещения акций на Гонконгской бирже PR-служба китайского производителя мобильных телефонов Xiaomi попыталась спасти положение, написав инструкции для сотрудников, в которых были чёткие указания, как общаться с журналистами. Вот только раздали эти инструкции самим журналистам. Неловко получилось.
В понедельник 9 июля компания Xiaomi провела IPO — первичное размещение акций на Гонконгской бирже. Как пишет CNews, всё пошло немного не по плану: в общей сложности за проданные акции компания получила 54,3 миллиарда долларов, а рассчитывала выручить почти в полтора раза больше — около 75 миллиардов.
Акции продавались по 17 гонконгских долларов (135,5 рубля), но за первый день подешевели на два процента, до 16,6 гонконгских долларов (132,3 рубля). При этом индекс всей биржи в этот день вырос на полтора процента. По любым меркам размещение акций Xiaomi можно назвать провалом.
PR-служба Xiaomi стала бороться с проблемой и попыталась решить её привычным для пиарщиков способом: раздав высокопоставленным сотрудникам инструкции, в которых говорится, как надо общаться с журналистами. Но вот беда: по ошибке эти инструкции PR-служба разослала не только сотрудникам, но и всем журналистам из своего списка.
Пиарщики Xiaomi сделали шпаргалку для руководителей с подсказками, как не нужно отвечать на вопросы медиа на церемонии IPO. А затем случайно раздали его медиа. Упс.
Инструкцию в твиттере опубликовала целиком корреспондентка Reuters Сицзя Цзин. В тексте сначала пишут, о чём могут спрашивать журналисты во время пресс-конференции — к вопросам нужно быть готовым заранее. Вот четыре главные темы, говорить на которые менеджерам надо с осторожностью:
— Сколько человек у вас в подчинении?
— Что вы чувствуете в связи с выходом компании на биржу?
— Сколько акций компании вам принадлежит?
— Удовлетворены ли вы размещением? Считаете ли вы, что компания должна стоить больше?
Дальше даются чёткие указания, как нужно себя вести с журналистами.
Сохраняйте спокойствие. Не отвечайте на вопросы прямо. Не отвечайте резко на резкие вопросы. Не давайте никакой персональной информации, не говорите о своём благосостоянии, о семье — раскрытие личной жизни и сведений о доходах может привести к ущербу для ваших близких.
Кроме того, пиарщики не рекомендуют называть свои контакты в WeChat, а также дают чёткие указания, как надо говорить о руководителе компании — генеральном директоре Xiaomi Лэе Цзюне.
Он дальновидный, трудолюбивый. Он — образец для подражания.
В инструкции приведено пять рекомендованных ответов, которые нужно давать на любые вопросы:
— Я сотрудник Xiaomi, и меня пригласили для участия в церемонии выхода компании на биржу. Все наши сотрудники приложили за последние восемь лет много усилий, чтобы этот день настал, и мы счастливы присутствовать при этом историческом событии. Когда мы вернёмся, мы поделимся радостью с нашими коллегами на родине.
— Сегодня для нас очень большой день! Как сотрудники Xiaomi мы просто счастливы и невероятно воодушевлены.
— Мы гордимся достижениями Xiaomi на данном этапе и считаем, что впереди у компании ещё много свершений. Xiaomi — молодая и динамично развивающаяся компания.
— В истории любого бизнеса бывают более и менее удачные моменты. Перед компанией стоят стратегические задачи, мы нацелены на долгосрочное развитие.
— Я пришёл в команду Xiaomi *** лет назад, и я горжусь тем, что мне удалось стать частью этого успешного коллектива. Сегодня мы переживаем исторический момент. Этот день вдохновит нас на то, чтобы работать ещё больше и добиваться ещё более высоких результатов.
Сицзя Цзин рассказала, что компания, которую Xiaomi наняла для PR-поддержки, по какой-то не вполне понятной причине оставила эти инструкции на стойке регистрации при входе на пресс-конференцию, а кроме того сотрудники лично раздали листки нескольким журналистам, вероятно, приняв их за менеджеров Xiaomi.
В реплаях коллеги Сицзя отмечают, что в тексте также говорилось о <<безответственных медиа>>, что, конечно, в дальнейшем сослужит отличную службу компании. Теперь журналисты знают, как к ним относятся в Xiaomi: ни в чём не доверяют, считают, что они могут причинить вред семьям сотрудников, не разрешают даже дружить в WeChat.
Один из подписчиков журналистки описывает в целом своё отношение к Xiaomi так:
Xiaomi просто всё превращает в фейк. Фейковые продажи, фейковая информация о продажах и так далее. Они теряют покупателей.
Пиарщики чутко охраняют своих нанимателей от неприятных вопросов, особенно когда что-то идёт не так. Не исключение и пресс-служба Владимира Путина. О том, как отбирают журналистов и обычных граждан для прямой линии с президентом, ходят легенды. Но в 2018 году это не помешало очень злым вопросам и репликам в виде эсэмэсок появиться в эфире федеральных каналов. Фейл или управляемый негатив?
Саму Xiaomi, точнее её телефоны, преследует нехорошая слава. Весной 2018 года в соцсетях появилось множество мемов о владельцах этих гаджетов. Покупателей китайских смартфонов в них сравнили с бездомными попрошайками. По версии авторов мема, обладатели Xiaomi и других китайских марок побираются на улицах, чтобы взять смартфон в пожизненный кредит.