Каждый год за несколько месяцев до празднования Дня Победы в России чиновники, компании и просто инициативные люди начинают использовать символику Великой Отечественной войны, чтобы вызвать чувство патриотизма, поздравить ветеранов или прорекламировать свой продукт, что зачастую приводит к громким скандалам.
В Госдуме уже готовится законопроект об уголовной ответственности за осквернение символов Победы. TKSAG разбирался, какими нелепыми способами отмечали приближающийся праздник 9 мая в России.
Жадность чиновников
Желание чиновников поздравить ветеранов зачастую оканчивается скандалом или неудачей из-за простой экономии на ветеранах, которыми российская власть на словах гордится. Впрочем, иногда причиной конфузов становится невнимательность и равнодушие исполнителей.
Подержанный телефон и пакет
Так, стало известно, что на 9 мая в этом году московские ветераны получат подержанные телефоны и компьютеры, ради которых им еще надо будет заполнить анкету и указать цель получения техники. После вспыхнувшего скандала префектура ЦАО удалила сообщение с сайта, назвав информацию ошибкой журналистов.
6 марта соцсети облетела фотография пластикового пакета, преподнесенного управой Хорошево-Мневники 92-летнему ветерану. К нему прилагались три гвоздики и медаль к 70-летию Победы. В управе объяснили, что состав набора определяют сами чиновники исходя из финансирования, а пакет назвали <<вынужденной мерой>>.
<<Что касается пустого пакета, могу предположить, что это связано с сырой погодой или с тем, чтобы ветерану было удобнее донести медаль до дома», — заявила радиостанции «Говорит Москва» пресс-секретарь префектуры СЗАО Елена Седина.
Пятилетняя тушенка
В 2013 году свердловский губернатор Евгений Куйвашев вручил ветеранам сухой паек с просроченной тушенкой. Возмущенные старики заявили, что им ничего от такой власти не нужно и потребовали извинений. Недоумение вызвал и состав набора — бутылка водки, пачка чая, пачка печенья, банка кофе и та самая банка с просроченной тушенкой.
Квота на ветеранов
Весной 2015 года выяснилось, что большинству ветеранов не найдется места на параде на Красной площади — туда пустят лишь по одному старику от региона. Всех приехавших без приглашения на вокзалах буду отлавливать волонтеры, управляемые из штаба <<по выявлению, приему и расселению>> ветеранов, и отправлять в Звенигород.
Многие из них приезжают в Москву, рассчитывая, что смогут принять участие в параде «явочным порядком», но уже в столице выясняют, что это невозможно. Пользователи соцсетей обвинил власти, прославляющие героев победы каждый день, в лицемерии.
Делать из Дня Победы культ и приглашать по ОДНОМУ (!) ветерану от региона,когда их и без того почти не осталось,на парад — апогей лицемерия.
— Margarita Babich (@swiggyshawty) March 23, 2015
Парад в честь ветеранов. Приглашено по ОДНОМУ ветерану от региона, и 450 депутатов, и сотни виайпи гостей. С днём победы!
— Антоша Капитоша (@govori_da) March 23, 2015
Мирное небо Германии
В апреле 2013 года на улицах Тюмени появились плакаты с надписью <<Спасибо за мирное небо над головой>> с коллажем из 15 фотографий, на трех из которых изображены немецкие солдаты. На одном снимке были изображены катящие орудие гитлеровцы, на другом запечатлены панцергренадеры, а на третьем — что-то пишущий солдат в пилотке с немецким орлом.
Глава управы Центрального административного округа Тюмени, заказчик плаката Валерий Борисов, заменил их, но заявил, что не видит в этом ничего предосудительного.
<<На фотографии какой-то немец писал письмо домой о том, что Россия победила, — что тут плохого?>> — недоумевал он.
Деньги не пахнут
Представители бизнеса используют любые поводы для рекламы своей продукции, и День Победы здесь не исключение. Особо нелепые способы использования символики войны вызывают громкие скандалы и требования принять закон о недопустимости таких действий.
Доблесть краба
В марте в магазинах Санкт-Петербурга в продаже появились крабовые палочки <<Доблестные>> в упаковке <<георгиевской>> оранжево-черной расцветки. Они до сих доступны на сайте производителя компании <<Альбатрос СиФуд>>. Вместе с <<Доблестными>> палочками одновременно были выпущены <<Отечественные>>, на которых красовался уже российский флаг.
Также в российских магазинах перед днем победы можно найти тематические конфеты, обвязанные георгиевскими ленточками бутылки водки и даже обувь.
Пивной патриотизм
В прошлом году своим креативом пользователей соцсетей удивил производитель пива <<Сибирская корона>>, выпустив партию пива в банках с рассказами о героях Великой Отечественной войны. Этикетка «праздничного» пива должна была быть украшена георгиевской лентой.
«Мы хотим напомнить о подвигах, совершенных нашими соотечественниками, чаще всего забытых или даже неизвестных. У нас огромное количество и разнообразие поводов гордости за нашу страну!» – прокомментировал менеджер по маркетингу «САН ИнБев» Александр Пигаев.
Однако общественное мнение не приняло такое использование символики Дня Победы, посчитав, что историю войны не стоит изучать по пивным банкам и бутылкам.
Напоминание о похоронах
В 2007 году ветераны Калининграда получили к 9 мая поздравительные открытки в рекламой похоронного бюро. Помимо традиционного поздравления и фотографии ветеранов с медалями на открытке был указан перечень ритуальных услуг: <<Памятники участникам ВОВ, боевых действий, пенсионерам минобороны и других силовых структур за счёт бюджета. Большой выбор натурального камня. Оградки, укладка камня, уход за могилами и др>>.
Отправителем оказался владелец регионального филиала <<Военно-мемориальной компании>> Радик Хусаинов, который не нашел в действиях своей компании ничего оскорбительного.
<<Я ничего противозаконного не сделал — я поздравил ветеранов с Днем Победы, дал реквизиты и не знаю, в чем виноват и в чем провинился>>, — заявил он <<Эху Петербурга>>.
История повторилась в 2013 году в Мурманской области, где ветераны к празднику получили письма с напоминанием о том, что их похоронят за счет государства.
Хотели как лучше
Обычные люди чаще всего хотят порадовать ветеранов от чистого сердца, даже не допуская мысли, что в их способе поздравления что-то может быть не так.
Выпьем за Рейстах
На этой неделе громкий скандал разразился из-за владельца пивной в Канске Красноярского края, разместившего плакат под слоганом «За Победу». На нем изображена знаменитая сцена из фильма «Кавказская пленница», где Трус, Балбес и Бывалый, пьют пиво, но делают они это обвязанные георгиевскими ленточками и на фоне фотографии, где советский солдат водружает знамя над Рейхстагом в Берлине.
Неравнодушные граждане обратились в органы местной власти, после чего плакат был «спешно демонтирован». В сюжете телеканала <<Вести.Власть>> отмечается, что «смысловым наполнением рекламы уже заинтересовались полицейские», однако о наказании решение пока не принято.
Сам владелец пивной рассказал, что повесил баннер не в качестве рекламы, и оскорбительным его не считает.
<<Я сделал это без всякой задней мысли, чтобы поздравить ветеранов! Там нигде нет слов «пиво» и «магазин». Просто три уважаемых и известных человека выпивают за победу. Скажите, что в этом такого? В чем кощунство?>>, — заявил Олег Погодин <<Комсомольской правде>>.
Дети съели ветерана
Еще одна громкая история связана с прошедшим в Красноярске конкурсом «Лучший кондитер Сибири», главной темой которого стал 70-летний юбилей Победы. Участники украсили свои торты марципановыми похоронками, ветеранами и жертвами войны. Победителем стала трехярусная работа, декорированная поминальным стаканом, фотографиями и фигуркой отца, выносящего убитого сына из разрушенной деревни.
Столь реалистичные торты стали предметом для недоумения и даже возмущения известных политиков и блогеров. Поэт Андрей Орлов, известный как <<Орлуша>>, написал по этому поводу стихи, широко разошедшиеся в сети и задевшие за живое даже красноярских депутатов.
<<В Красноярске утром рано
Дети съели ветерана.
Он стоял, такой седой
Перед бронзовой звездой,
Возле Вечного огня…
Кто-то обвинит меня
В том, что я несу тут бред,
Я отвечу: вовсе нет!>>
История закончилась отставкой главы Министерства культуры Красноярского края Елены Паздниковой, однако в краевом правительстве связь этого события с прошедшим конкурсом отрицают.
Вечный огонь на груди
В конце марта в Ижевске прошел студенческий конкурс бодиарта на тему «виды и рода войск, действовавших во время Великой Отечественной войны, от кавалерии до летчиков и реактивной артиллерии», участники которого рисовали георгиевские ленты и Вечный огонь на своих телах.
Реакция пользователей сети оказалось неоднозначной. В комментариях на официальном сайте волонтеров Победы, где были размещены фотографии, конкурс сочли «шабашем» и «провокацией», заставив организаторов удалить публикацию.
<<Дабстеп>> для ветерана
Несколько недель назал внимание СМИ привлекла видеозапись, где женщины в военной форме времен Советского Союза исполняют странную танцевальную композицию под несколько песен, включая музыку в жанре «дабстеп». По крайней мере одна из танцовщиц является ветераном ВОВ.
В начале композиции женщины собираются вместе, звучат слава «Вечная слава героям, вечная слава. Для чего она, эта слава?». После этого танцовщицы начинают двигаться под электронную музыку в похожем на «робота» стиле.