Российские актёры Леонид Ярмольник и Николай Фоменко в эфире латвийской радиостанции Baltkom дали почти часовое интервью, которое начиналось с разговора о новогоднем спектакле и закончилось обсуждением российской политики, общества и <<уровня развития>>, каким он представляется актёрам.
Леонид Ярмольник и Николай Фоменко приехали в Латвию с гастролями спектакля <<И снова с наступающим>> и дали интервью радиостанции Baltkom. Началась беседа с разговоров о Новом годе и Рождестве и работе актёров в новогодних фильмах и театральных проектах. Затем ведущие упомянули фильм <<Трудно быть богом>>, в котором снимался Ярмольник, и спросили, почему он <<прошёл мимо>> зрителя.
Это не <<Ёлки>>, и я могу этим только гордиться, потому что это не то кино, которое сегодня страшно рекламируется, и потом это все смотрят. Это касается и американского кино, и нашего, когда рекламы больше, чем самого кино, и существа меньше… Много кто хвалил, много ругал, но Россия промолчала — такая у нас традиция, но он вошёл в 100 лучших фильмов со времён [братьев] Люмьер, по мнению французской киноакадемии, американской и английской. Леонид Ярмольник
Леонид заявил, что предрекал, что картина не будет интересна для широкого зрителя, и он <<прощает>> зрителей, которые не готовы видеть жёсткие сцены.
Они его не понимают, они не знают, кто такие Стругацкие, и незнакомы с этой литературой, но сейчас молодое поколение этим грешит, они вообще мало читают. Леонид Ярмольник
Затем ведущие начали говорить с актёрами о политике на телевидении и задали вопрос о программе КВН, членом жюри которой Ярмольник перестал быть несколько лет назад. Актёр соглашается с мнением ведущего, который говорит, что программа стала политизированной и там больше нет острых шуток.
Мы все стареем, в том числе Александр Васильевич, и его желание угодить власти настолько велико — из-за этого мы и расстались. Леонид Ярмольник
Ярмольник предупреждает, что Фоменко, который тоже был в жюри КВН, может высказаться на эту тему гораздо жёстче. И Николай переходит к рассуждениям о программах на телевидении.
К сожалению, в мещанской культуре самодеятельность превращается в высокий профессионализм… Вот включаешь телевизор и смотришь… конкурс <<Щелкунчик>>, в России проходит. Это конкурс молодых, от 7 до 12 лет, классических исполнителей на всех инструментах… Если посмотреть внимательно, то конечно феноменальный уровень, которого не было 15 лет назад, сегодня это запредельно высоко и запредельно круто. И на фоне этого мы переключаем канал и получаем <<Голос Дети>>. И вот масса, миллионы, они смотрят <<Голос Дети>>… Это всё продукты мещанской культуры, пройдёт время и это всё изменится: мы повернёмся обратно к человеку и музеями у нас будут не моллы, куда люди ходят по воскресеньям, а обратно <<Эрмитаж>>. Николай Фоменко
Затем разговор переходит в сторону истории, и Фоменко говорит, что сейчас люди не помнят руководителей страны.
Ленин 70 лет управлял нашим государством, вместе с вами и нами, и всё было прекрасно. А сейчас спросите: кто это? И никто не знает. Вообще никто. Даже в Кремле: <<Эээ, Ленин — это кто?>>. Я не говорю там Ельцин, Горбачёв. Николай Фоменко
Ведущие перешли к обсуждению нашумевшего выступления режиссёра Константина Райкина о цензуре в театральной сфере в России.
Я могу сказать, что никаких команд ни от какого <<верха>> не поступало. Потому что сегодня театр или выставка не являются настолько значимыми для будоражки общественного мнения, насколько, например, является соцсеть… Соцсеть цензурируется не нами, фейсбук цензурируется фейсбуком. И ты можешь написать на своей голой заднице <<Путин…>>, но вряд ли она выйдет в эфир фейсбука, потому что фейсбук увидит, что там голая задница. Николай Фоменко
Затем Фоменко выразил своё мнение о современных россиянах, которые, с его точки зрения, стали сумасшедшими от обрушившейся на них цивилизации.
Очень трудно россиянам, на них буквально за последние десять лет обрушилась цивилизация мировая. Немцы с <<Мерседесом>> вместе 110 лет, понимаете? И они выросли все с ним, это внутри генотипа. А тут представляете, десять лет как на человека обрушилось: он может машину купить, он может поехать, он может права, он может за границу. И вся эта цивилизация чёртова, эти все машины, электроника, эти новые телевизоры — этого же никогда не было. Он ничего этого не знает, поэтому он тихонечко сходит с ума. И он бежит подкладывать свиней и неизвестно что, плюётся, бросается чем-то. Это их мнение, их понимание… Сумасшедших стало больше. И вот эти сумасшедшие, к большому сожалению, временами есть в тех местах, которые пытаются управляться с культурой. Николай Фоменко
Далее актёры рассуждают о министре культуры и его заместителе, который подозревается в коррупции, о том, как чиновники, церковь и другие люди, которые не являются непосредственными представителями сферы культуры влияют на неё и считают, что <<разбираются в кино и театре>>.
Я считаю катастрофой, что церковь получила невероятные права и преференции… У нас храм в каждом переулке. С одной стороны, это замечательно, но с другой — на это тратится масса денег, масса возможностей, которые можно было бы тратить буквально на людей… Церковь вмешивается во всё, и я считаю, что это безумие. Леонид Ярмольник
В студии упоминают Андрея Макаревича, и Фоменко говорит, что те, кто <<набрасываются на него в сумасшествии>>, потом берут гитару и поют его песни. По мнению актёра, у людей в России нет позиции.
Ни у кого никакой позиции нет. Была бы позиция — стояли бы на площади, во Франции студентам сказали: так, теперь через 3 месяца после диплома вас можно увольнять, потому что вы не прошли конкурс. Они сожгли пол-Парижа. У нас это невозможно. Николай Фоменко
Леонид Ярмольник заводит разговор об интеллектуальном уровне Россиян, говорит, что те, кто осуждают выставку Яна Фабра в Эрмитаже, не смогут назвать ни одной картины русских художников.
Этих вульгарных людей, которые тянут на себя одеяло любым способом, хотят, чтобы их заметили… Если вопросы, я не боюсь это упоминать, касаются Крыма, я думаю, что 90 % из них не объяснят по географии, где Крым. Гарантирую. Леонид Ярмольник
В конце разговор переходит к обсуждению состояния радио в России. Фоменко заключает, что сфера, в которой он долгие годы работает, теряет свою важность, а Ярмольник сетует, что люди неспособны воспринимать серьёзное.
Мы потеряли уже три-четыре поколения людей, которые способны воспринимать серьёзное, говорить о серьёзном, нет ни подготовки, ни практики. Образования нет, культуры нет. И виноваты в этом не только эти люди, виноваты средства массовой информации… Я считаю, что наибольший вред, который наносится подрастающему поколению, — это наше телевидение… Это бесовщина, ужас. Леонид Ярмольник