Исследователи, изучавшие картины из коллекции Музея искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, сообщили о необычной находке. На картине Винсента Ван Гога <<Оливковые деревья>> обнаружили засохшего в слое краски кузнечика. Насекомое более 128 лет оставалось незамеченным у всех на виду.
6 ноября Музей искусств Нельсона-Аткинса (Nelson-Atkins Museum) в Канзас-Сити, Миссури,
<<Оливковые деревья>>, Винсент Ван Гог, 1889 г.
Исследуя картину под увеличением, реставратор Мари Шейфер заметила останки кузнечика, частично замурованные в слой краски. Насекомое обнаружили на нижнем переднем плане картины, и невооружённым взглядом разглядеть его практически невозможно.
С такой наблюдательностью реставратору стоило бы попытать силы в игре <<Найди змею>> от австралийских зоологов. Отыскать на их фотографиях опасных пресмыкающихся чудовищно сложно.
Джулиан Зугазагойтия, директор музея, рассказал, что букашка, скорее всего, оказалась в краске, когда художник работал на открытом воздухе.
Ван Гог работал на природе. Ему приходилось трудиться среди пыли, ветра, травы, деревьев и насекомых, таких как мухи и кузнечики. <<Оливковые деревья>> — одна из любимых картин нашего музея.
Для более подробного анализа команда музея обратилась к Майлу Энгелю, специалисту по ископаемым останкам насекомых. Тот установил, что кузнечик был мёртв ещё до того, как угодил в краску, и что его тельце не удастся использовать для уточнения возраста картины. В краске насекомое провело более 128 лет.
Джулиан Зугазагойтия, директор музея
Всего из-под кисти Ван Гога между июнем и декабрём 1889 года вышло по меньшей мере 18 полотен с изображениями оливковых деревьев, ныне хранящихся в музейных коллекциях по всему миру. В Канзас-Сити находится версия картины, написанная летом 1889 года, за год до смерти художника. Размеры её холста составляют 73 сантиметра в высоту и 92 сантиметра в ширину.
В 1885 году художник описал трудности работы на открытом воздухе в письме к своему младшему брату Тео.
Но выбраться наружу и рисовать на месте! Сразу происходят вещи наподобие следующего: мне, наверное, сотню прилипших мух пришлось снять с четырёх картин, что я тебе отправил, не говоря уж о пыли и песке… а потаскаешь холсты по пустошам и кустарнику, ветвь-другая возьмёт да и чиркнет по полотну.
<<Автопортрет в серой фетровой шляпе>>, Винсент Ван Гог, 1887-1988 гг.
Находка подогрела интерес к картине среди посетителей музея, но внимание исследователей сосредоточено на другой любопытной детали. Исследование подтвердило, что Ван Гог использовал в своей работе особый красный пигмент, выцветающий со временем — и поэтому сегодня картина выглядит несколько иначе, чем век назад.
Если вы любите искусство, обязательно посмотрите на случайную фотографию заснувшей пары, способную дать фору самым известным картинам эпохи ренессанса. Или на картины, которые пользователи наделили дополнительным смыслом на манер постов Snapchat.