«Девчонкам такое не стоит смотреть». Почему российские кинотеатры не пускают зрителей на «Богемскую рапсодию»

Василий Басов Василий Басов

Администрация хабаровского кинотеатра не пустила подростка с родителями на <<Богемскую рапсодию>> о жизни лидера группы Queen Фредди Меркьюри. Пускать на сеанс зрителей отказались, сославшись на то, что в фильме <<целуются мужики>>, и посоветовали сходить на кино про войну. Как выяснил TKSAG, в России этот случай далеко не единственный и не ограничивается только картиной о Меркьюри.

В Хабаровске 13-летнего Фёдора не пустили с родителями в кино. Семья пришла в кинотеатр <<Маджестик>> на фильм <<Богемская рапсодия>>, который рассказывает о жизни лидера группы Queen Фредди Меркьюри, но попасть на сеанс не удалось. Как рассказала изданию <<Сибирь.Реалии>> мама подростка Светлана Меркулова, администратор не пустила их в зал, объяснив это требованием закона и некоторыми сценами из кинокартины.

Светлана говорит, что сына отказались пропустить из-за того, что в прокатном удостоверении фильма указана маркировка 18+. Женщина пообещала написать расписку, что разрешает ребёнку смотреть эту картину, но администрация оказалась непреклонна.

Нам ответили, что законом это не предусмотрено. И посоветовали сходить на <<Несокрушимый>>, там маркер 12+. Я спросила, а как же тогда туда можно? Ведь там кровь, убийства и насилие. На что мне ответили, а здесь, мол, мужики на экране целуются. Мы после этой фразы не стали больше спорить и просто вернули билеты.

При этом 13-летний сын Светланы Фёдор, по словам родителей, <<ещё до премьеры уши прожужжал, что хочет сходить>>.

Если честно, ни он, ни мы не ассоциировали этот фильм с нетрадиционной ориентацией, нам это в голову даже не приходило вплоть до фразы администратора. Для нас фильм — история становления музыкантов. И просто хотелось увидеть и услышать хорошую игру актёров и музыку на большом экране.

В администрации кинотеатра <<Маджестик>> изданию также заявили, что не пустили семью из-за маркировки фильма, и о том, что на маркировку зачастую влияет страна производства картины.

Про несоответствие уровня насилия в картине и маркера от министерства мы тоже знаем, но что мы можем поделать? Это, к слову, часто зависит от производителя фильма. Вот <<Несокрушимый>> — фильм российский, а <<Богемская рапсодия>> — из США. Да, то, из какой страны лента, сильно влияет на маркер нашего Минкульта — мы на своём опыте в этом убедились.

Кадр из фильма <<Несокрушимый>>

Как выяснил TKSAG, случай в Хабаровске не единственный в стране. Жительница Москвы Алиса рассказала, что их с подругой не пустили на <<Рапсодию>> в <<Синема парк>> даже несмотря на то, что девушкам больше восемнадцати — просто они не взяли с собой паспорта.

Нам сказали: «Мы не можем вас пустить, там ограничение». Когда мы стали настаивать на том, что нам уже есть 18, а это всего лишь «рекомендованный возраст», нам сказали, что всё равно не пустят. Один из администраторов убеждал, что нам, девочкам, не стоит смотреть такое, и предложили пойти на мультик, там <<Барбоскины шли вроде>>, или на «Крымский Мост».

Более того, Алиса рассказала, что из-за героя-гея в художественном произведении ей не продали книгу в <<Читай-городе>>.

Там сидела девушка, ну едва ли старше меня, и заявила: «Тут главный герой — ****** (гей), я не могу вам её продать». Когда друг показал паспорт, она всё равно отказалась продавать, настаивая на том, что покупаю книгу я.

В соцсетях также можно найти упоминания и от других зрителей, которых не пустили на <<Рапсодию>>.

При этом зрители пишут, что в разных кинотеатрах разные правила.

И таких постов можно найти десятки только в твиттере. Просто, видимо, случай в Хабаровске стал слишком символичным.

В 2012 году художественные произведения в России действительно начали отмечать возрастной маркировкой. Это потребовалось, чтобы <<оградить детей от нежелательной информации>>. Однако согласно приказу Минкульта, возрастная маркировка фильмов имеет не обязательный, а рекомендательный характер.

Тем временем в рецензиях и отзывах <<Рапсодию>>, наоборот, даже ругают за то, что настоящая жизнь Фредди Меркьюри не показана. Вот, например, что пишут критики из издания Disgusting Men.

 Умалчиваются или подаются впроброс самые противоречивые подробности жизни великого вокалиста: угарные вечеринки, СПИД, коллаборации с другими музыкантами, гомосексуализм. Пара кадров с Фредди на вечеринке в костюме короля, один неубедительный поцелуй с мужчиной, несколько разговоров по телефону — вот и всё, что есть в фильме от личной жизни Меркьюри.

На Film.ru от темы гомосексуальности Меркьюри в фильме тоже не в восторге.

 Сцена принятия Фредди своей гомосексуальности заставляет испытывать чувство стыда за самого режиссёра, настолько она стереотипная и неправдоподобная.

И даже Антон Долин, который может объяснить всё, объясняет, почему фильм получился таким, каким получился (никаким). По мнению кинокритика, всё <<посыпалось>>, после того как на роль Фредди не взяли Сашу Барона Коэна (<<Борат>>, <<Бруно>>), как планировалось.

Они боялись, что картина получится слишком «взрослой» и будет касаться болезненных тем, а бэкграунд Коэна как человека, переходящего в собственном творчестве все границы приличий, негативно скажется на восприятии фильма зрителями. <….> Стремясь никого не обидеть и не уязвить, обойтись поделикатнее с наследием Меркьюри и его влюблёнными поклонниками, продюсеры картины перестарались. Финальный продукт вышел аккуратным настолько, что кажется стерильным.

О том, что Минкульт пытается ограничить показ российских фильмов, в том числе высокими возрастными маркировками, говорят не впервые (интересно было бы посмотреть на российский байопик про Брежнева). И при этом всё равно российские картины в прокате часто не взлетают. Более того, о многих из них зрители вообще не знают, и TKSAG рассказывал почему.

Несмотря на то что любители кино Минкульт недолюбливают, судя по случаю с <<Рапсодией>>, перегибы на местах и излишняя бдительность тоже имеют место. Тем не менее министерство теперь хейтят вообще за любые новости о проблемах с прокатом фильмов. И от этого клейма, похоже, там отделаются нескоро.