Почему так популярен клип This Is America от Childish Gambino. Злая сатира Дональда Гловера и основа мемов

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Рэпер Childish Gambino выпустил новый клип This Is America, наполненный социальным подтекстом, и он мгновенно стал хитом. Помимо запоминающегося видеоряда и нестандартных танцевальных движений, в клипе много комментариев о современном американском обществе и отсылок к громким событиям последних лет. Childish Gambino прошёлся по всему, что волнует американцев в 2018 году — от расизма и свободного распространения оружия до психического здоровья и одержимости соцсетями.

Актёр и комедийный сценарист Дональд Гловер, известный на музыкальной сцене как Childish Gambino, 4 мая представил в программе Saturday Night Live свой новый клип This Is America. На момент написания этого материала он набрал 32 миллиона просмотров на YouTube и стал одним из самых обсуждаемых музыкальных событий. Но больше всего внимание привлёк сатирический смысл ролика: Гловер ярко показал проблемы, терзающие американское общество, уделив особое внимание месту в нём темнокожих людей.

Клип снял режиссёр Хиро Мюраи, который до этого поставил сериал <<Атланта>> по сценарию Гловера. Видео начинается с беззаботной мелодии, под которую Чайлдиш Гамбино исполняет танец с этническими элементами, а затем внезапно убивает сидящего на стуле темнокожего мужчину выстрелом в голову из пистолета, и музыка сменяется на агрессивный рэп.

И пока Гловер идёт на зрителя, продолжая танцевать с неестественными движениями, почти как у инопланетян из группы Baba Yega, фоновые персонажи иллюстрируют одно из главных противоречий, связанных с правом на свободное ношение оружия. На эти и многие другие особенности обратила внимание пользовательница твиттера LK в своём треде о значении This Is America.

Во втором куплете жертвой рэпера становится церковных хор, состоящий из темнокожих молодых людей. Гамбино расстреливает десять человек из автомата буквально за долю секунды, не прекращая весело танцевать.

Как и после первого убийства, за этим следует сцена танца в компании радостной молодёжи, пока на их фоне творится хаос (после второго куплета паника позади масштабнее). На фоне неизвестный спрыгивает с моста и погибает, но никто не обращает на это внимания — как и в целом американцы, не заботящиеся о психическом здоровье себя и окружающих. Это одновременно комментарий о том, как общество после любых ужасных событий легко переключается на обсуждение новостей поп-культуры, и критика рэперов, которые использует образ <<опасных вооружённых мачо>>.

В этой же сцене Гамбино мельком затрагивает тему того, как любые трагедии мгновенно попадают в соцсети, часто в виде прямых трансляций: несколько детей снимают всё происходящее на свои телефоны.

Контраст между мрачной реальностью и тем, на что все предпочитают обращать внимание, достигает по-настоящему библейских масштабов: намёки на апокалипсис (связанные при этом с полицией, которую неоднократно обвиняли в стрельбе по темнокожим подозреваемым, не представлявшим угрозу) перекрываются отсылками к песне рэпера Уиз Халифа.

Ближе к концу песни Гловер танцует на крыше машины под строчки о том, что на темнокожих исполнителях наживаются белые бизнесмены, эксплуатирующие их культуру. Гамбино замечает, что проверил, как много у него подписчиков, и понял, что ему недоплачивают. В этой сцене ненадолго появилась R’n’B-певица SZA.

В конце клипа Childish Gambino, до этого танцевавший легко и беззаботно, в ужасе убегает от толпы белых людей: сложности, которые его герой пытался игнорировать, вот-вот его настигнут. В этом фрагменте многие увидели отсылку к фильму ужасов <<Прочь>>, в саундтреке которого звучала одна из песен Гамбино. Пространство вокруг напоминает <<погружение>> — так называлась мрачная пустота, в которую попадал герой. Режиссёр фильма Джордан Пил отмечал, что <<погружение>> символизирует то, как тюремно-полицейская система вычёркивает афроамериканцев из общества.

Вероятно, это не все отсылки и двойные смыслы, которые Гловер заложил в свой клип. Как выяснилось, он обратился даже к проявлениям расового неравенства, известным с первой половины XIX века, которые запомнились американцам по сей день.

Песня и танец, о которых идёт речь, были одним из образцов блэкфейса — представлений, в которых белые артисты гримировались под темнокожих, чтобы высмеивать их на основе стереотипов. В Jump Jim Crow поётся о хромом африканском рабе по имени Джим Кроу. Имя на какое-то время стало нарицательным для афроамериканцев, и даже законы о расовой сегрегации, принятые в конце XIX века, были известны в народе как законы Джима Кроу.

Клип уже начинает расходиться на мемы. Особенно хорошо для них подошла сцена с расстрелом церковного хора. Например, с её помощью удобно иллюстрировать, что сделал Канье Уэст с фанатами, защищающими его спорные и сумбурные высказывания, когда вдруг заявил, что рабство было выбором темнокожих.

Или для шуток о новом фильме про Мстителей, который уже породил мем о Человеке-пауке — спойлерный, но безумно трогательный.

А пока фанаты продолжают разгадывать, что же ещё показал Дональд Гловер в This Is America, самое время посмотреть сам клип, если вы его ещё не видели.

Российские исполнители тоже иногда удивляют своих слушателей клипами, в которых можно рассматривать каждый кадр, выискивая в нём отсылки и пасхалки. В недавнем видео Филиппа Киркорова <<Цвет настроения синий>> нет социальных подтекстов, зато есть множество других скрытых посланий. А вот Уиллу Смиту для удачного видеоролика достаточно всего одной отсылки: когда он снял пародию на клип своего сына Джейдена, получилось гораздо веселее оригинала.