В русской сказке «Морозко» нашли опасный посыл для маленьких девочек. И спорить с аргументами людей трудно
В твиттере разобрали знаменитый фрагмент из сказки «Морозко» и удивились, насколько он далёк от того, чему сейчас учат детей. В итоге положительный и отрицательный персонаж поменялись ролями, а пользователи выплеснули эмоции, заодно вспомнив детство и славянские верования.
«Морозко» — знакомая многим с детства народная сказка. У неё как минимум 40 русских вариантов, сюжет в них немного различается, но в самой знаменитой версии есть часть, которая, как правило, в первую очередь приходит на ум при упоминании истории.
Девушка, которую выгнала из дома злая мачеха, сидит в заснеженном лесу и замерзает. Вдруг появляется Морозко и трижды спрашивает:
Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
И после того как во всех случаях получает утвердительный ответ, укутывает её шубами и спасает от смерти. Этот фрагмент есть и в советской экранизации 1964 года (режиссёр — Александр Роу).
Настя (её сыграла Наталья Седых) утверждает, что ей тепло несмотря на то, что она явно и сильно замерзает.
Причём поведению скромной Настеньки в фильме противопоставляются действия Марфы, её сводной сестры (исполнительница роли — Инна Чурикова).
Она не церемонится с Морозко и на вопрос про то, тепло ли ей, отвечает:
Да ты что, старый, очумел что ли? Видишь, у меня руки и ноги замёрзли?
По традиции русских сказок дети должны воспринимать Марфу как отрицательного персонажа. Но у пользователей твиттера есть на это другое мнение.
В пятницу, 6 декабря, пользовательница с ником суперпокойница обратила внимание, что осуждать за поведение надо скорее Настю. А также заявила: она бы поступила совсем иначе.
Новогодняя сказка «Морозко» несёт опасный посыл для маленьких девочек: просить помощи и заявлять о своём дискомфорте стыдно и неженственно, лучше умереть. Я повела бы себя как сводная сестра Насти: заявила бы, что мне холодно ****ец, потому что я, ***, жить хочу. На*** скромность.
Это мнение разделяют и другие твиттерские. При этом некоторые заметили странности в посыле сказки ещё в детстве.
Я вообще всегда считала, что Морозко должен *********** Настю, потому что она ******. А оказалось, нужно просто быть терпилой.
Жиза. Так же бы сказала: <<Дед, ты чё, ********, мороз минус 30, я в одном пальто, нет, *****, жарко мне, ага, совсем уже куку?>>
Меня это тоже в детстве напрягало, типа, ты ж уже ледяной коркой покрылась, скажи чокнутому деду, чтоб уже перестал бегать и холод кастовать.
Ещё в детстве, посмотрев «Морозко», сказала, что Настенька — дура (дети, они такие), ненавидела эту сказку. Понятно, что Настю так воспитывали. Но мои дочери, посмотрев эту сказку, эммм, сказали то же самое. И я им объяснила, что у неё нет навыка борьбы за себя, а у вас есть. Не любят эту сказку.
А кто-то даже стал жертвой сказки.
Меня назвали Настей, потому что родители хотели, чтобы я была как гг. Ненавижу. *****. <<Морозко>>.
В итоге Марфа в глазах юзеров стала положительным персонажем.
Марфуша — моя любимая героиня в этой сказке.
Но, что интересно, это не просто непопулярное мнение. Как рассказала пользовательница с ником саша кавайдесу, иностранцы, которые знакомятся с русским фольклором, его разделяют.
Забавный факт, но на основах филологии, обсуждая эту сказку, мы узнали, что зарубежный читатель в качестве положительной героини воспринимает Марфушеньку, потому что она знает, чего хочет, стремится к достижению целей и заявляет о своём дискомфорте, думает о своём благополучии.
С другой стороны, как напомнили другие пользовательницы, при желании можно придраться к любой сказке.
Почти любая, *****, сказка опасна для девочек. <<Белоснежка>> — о соперничестве, <<Золушка>> — «убирайся и жди, пока тебя не спасёт принц», и так далее.
Это просто сказка, успокойтесь.
К тому же, сидеть под ёлкой в холоде — был её выбор, она не хотела, чтобы батюшка пострадал. Жертвенность — черта характера главной героини, что тоже является её выбором.
В то же время есть мнение, что дело в не пропаганде смирения и отказа от собственного комфорта. Причина появления этого фрагмента в сказке может крыться в особенностях славянских верований и тяжёлого быта.
Только недавно читала, что сказка отсылает к традиционным жертвоприношениям славян тому самому Морозко, когда девственниц отвозили в лес, и они там замерзали насмерть.
Ну, корни-то у сказки со смыслом. Детей отвозили в лес, когда был голод и нельзя было их прокормить. И посыл был в успокоении, мол, не бойся, потерпи и попадёшь в «лучшую жизнь». Чтобы смягчить муки смерти и страх. Хотя в любом случае посыл для современных людей дикий.
Справедливо будет сказать, что и современные сказки озадачивают взрослых, только по другим причинам. Например, их очень волнует ориентация Эльзы из «Холодного сердца». Американский актёр Джош Гад, озвучивший снеговика Олафа, рассказал кое-что об этом, и там всё действительно не так просто.
Иногда, правда, реальность оказывается посложнее сказок — шестилетнего мальчика оставили в лесу с пакетом на голове, почти как у братьев Гримм. Но, к счастью, у этой повести хороший конец.