<<100 летпрошло, ничего не поменялось>>. На что имеют право казаки и почему их называют узаконенной ОПГ
5 мая в ряде городов России прошли антиправительственные митинги <<Он вам не царь>>. Они запомнились не только тем, что люди впервые за много лет вышли протестовать против действующего президента, но и тем, как разгоняли митингующих. Против народа, словно в царские времена, вышли казаки, а вернее, люди, одетые, как казаки. Они нападали на протестующих, били кулаками и стегали нагайками. Позднее СМИ выяснили, что отряды казаков могут быть связаны со столичной мэрией. TKSAG рассказывает, как в России появилось современное провластное казачество, какие у его представителей полномочия, откуда они берут деньги и, главное, по какому праву вместе с полицией выходят разгонять демонстрантов.
Чем запомнились казаки на митинге <<Он нам не царь>>
Во время антиправительственных митингов, прошедших 5 мая в городах России, особое возмущение у народа вызвало не только жестокое задержание протестующих, в том числе и детей, но и то, что в разгоне масс принимали участие люди, одетые как казаки. Они нападали на демонстрантов, били их кулаками и нагайами. Досталось даже сотруднику <<Комсомольской правды>>, который очень возмущался этим фактом.
Работал на митинге Навального. Его ***** племя закидывало ОМОН камнями, мне прилетело бутылкой по голове. Дикари залезали на остановки и фонари. Просто *******! Какие-то ряженые мрази, одетые в казаков, захерачили нагайкой и саданули кулаком. Вот морда нападавшего. Вдруг найдут.
Простым митингующим тоже доставалось. Люди, одетые, как казаки, не стеснялись пускать в ход плети. А удар настоящей нагайкой по степени болезненности может превосходить и полицейскую дубинку (из личного опыта автора).
Поведение людей, одетых, как казаки, стало одной из самых обсуждаемых тем во время митинга. Агрессии <<ряженых>> поражались едва ли не больше, чем работе полицейских, которые, впрочем, тоже не упускали шанса угостить протестующего дубинкой по спине.
— Бэрримор, что это там за вой на болотах?
— Это русские, сэр, радуются, что их президент в цари коронуется.
— А чего ж они воют-то?
— Им казаки нагайками радоваться помогают.
Давайте называть вещи своими именами. В центре Москвы ряженые казаки и ОМОН совместно избивают мирных людей. #ОнНамНеЦарь
А почему многие СМИ пишут, что казаки «самовольно занимались охраной порядка»?
Они людей избивали. Под защитой Росгвардии.
Действия казаков на митинге <<Он нам не царь>> сравнивали с царскими временами, когда казачьи отряды так же разгоняли антиправительственные шествия.
В России за сто лет ничего не поменялось. Казаки опять лупцуют чернь.
2018-й, казаки бьют демонстрантов в Москве. 100 лет прошло, ничего не изменилось.
Член российского Совета по правам человека Максим Шевченко после событий 5 мая даже призвал созвать экстренное заседание. Казаки стали одной из причин.
Требую срочного созыва СПЧ в полном составе!
События в Москве и в других городах России 5 мая, в ходе которых власть бросила против митингующих помимо ОМОНа полувоенные неофициальные формирования (так называемых «казаков»), вынуждают к срочному созыву Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ.
Использование властью черносотенных и фашиствующих боевиков для жестокого избиения студентов и журналистов — открытое и доказанное явление.
Откуда казаки появились на митинге
Сами казаки уверяют, что не разгоняли демонстрантов 5 мая по чьему-то указанию и вообще пришли с миром. По их словам, в стычку пришлось вступить из-за того, что митингующие якобы мешали им отдыхать. Центральное казачье войско заявило, что их члены просто <<высказали свою позицию>>, пишет <<Интерфакс».
Несколько казаков пришли на концерт <<Московская весна>>, где было запланировано выступление коллектива с казачьим репертуаром. <<Рядом проходил неразрешённый митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками отечества, — говорится в сообщении ЦКВ.
В российском Совете по правам человека заявили, что обратились в МВД с требованием выяснить, что за люди в казачьем наряде били протестующих во время митинга и по какому праву это делали, пишет <<Коммерсантъ». По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, запрос будет направлен не только в МВД Москвы, но и в другие города, где акция была согласована.
Тем временем, издание The Bell выяснило, <<казаки>>, орудовавшие плетьми во время митингов, могли финансироваться правительством Москвы.
В 2016-2018 годах «Центральное казачье войско» получило от департамента национальной политики и межрегиональных связей правительства Москвы три контракта на 15,9 миллиона рублей, обнаружил следящий за госзакупками телеграм-канал «Чудеса OSINT». Цель контрактов — обучение и закрепление необходимых знаний и прикладных навыков при осуществлении деятельности по охране общественного порядка, обеспечению безопасности при проведении публичных и массовых мероприятий на территории города Москвы.
Представители Центрального казачьего войска никак не прокомментировали журналистам информацию о своём финансировании. Глава столичного департамента региональной безопасности Владимир Черников заверил «Коммерсантъ FM», что никто <<казаков>> к охране правопорядка не привлекал.
Они не участвовали в актах задержания, никто их не привлекал к этому, никто не уполномочивал. В расчёт сил и средств обеспечения безопасности ни казаки, ни какие-либо другие организации не входили.
Юристы в комментарии изданию подчеркнули, что действия людей, одетых в казачью форму, можно квалифицировать по самым разным статьям: от хулиганства до экстремизма. Телеграм-канал <<Двач» написал, что посетители имиджборда смогли найти некоторых людей в казачьей форме, которые присутствовали на митинге.
Один из них — Александр Есаулов — уже удалил профиль. На страницах остальных можно найти множество упоминаний о казачестве, клубах рукопашного боя и самообороны.
Как в современной России снова появились казаки и на что они имеют право
Возрождением казачества в России начали заниматься в начале девяностых. В 1994 году в России вступило в силу постановление правительства <<О концепции государственной политики по отношению к казачеству>>. В нём говорилось, что стране требуется <<возрождение традиционной для России государственной службы казачества>>, этим же постановлением казакам предписывалась служба в вооружённых силах и на таможне, служба на границе, а также охрана общественного правопорядка.
В настоящее время в России есть два вида казаков — реестровые казаки, состоящие, по сути, на госслужбе и являющиеся военизированными организациями, и казачьи войска, не числящиеся в государственном реестре, являются общественными организациями вроде клуба реконструкторов или тех же байкеров.
В 2014 году в России вышел закон <<Об участии граждан в охране общественного правопорядка>>. Он, в частности, позволяет формировать народные дружины из реестровых казаков. Центральное казачье войско, присутствовавшее на митинге, тоже входит в список из 11 реестровых. По закону, казачьи дружины могут помогать полиции, однако их полномочия чётко ограничены. Вкратце, они не могут заменять собой полицию, то есть требовать документы для проверки, выписывать штрафы, тем более, бить кого-то нагайками.
По закону, казаки наделены теми же правами, что и обычные дружинники. Однако, как напоминает <<Открытая Россия», дружинники всё же имеют право применять силу, но только в отношении людей, которые представляют собой угрозу мирным гражданам. Что именно является угрозой, чётко не прописано, и дружинники могут действовать «с учётом создавшейся обстановки».
Как уже говорилось, официальное участие казаков в разгоне митинга их руководство не признаёт, и, по словам <<атаманов>>, люди в казачьей форме полиции не помогали. Так что стоит ждать расследований МВД в отношении людей, устроивших избиения мирных протестующих.
За что критикуют людей в казачьей форме
После того как в России активизировалось казачье движение, люди начали обвинять казаков в неэффективности. Казачьи дружины часто получают порицание, например, за трусость и за то, что нападают на беззащитных граждан, <<исчезая>> во время реальной опасности. Митинг 5 мая не стал исключением. Возник вопрос, где были казаки во время другой несогласованной акции — в поддержку мусульман Мьянмы.
Также казакам не упустили возможности припомнить печально известную Кущёвку — казачью станицу, которую длительное время терроризировала банда из 30 человек. Тогда в интервью журналистам атаман Кущёвского районного казачьего общества рассказывал, что казаки ничего не могли поделать, так как не имели права.
Но если бы даже мы решили приструнить негодяев — как это сделать? Нагайкой? Она лишь часть одежды казака, мы не имеем права применять силу. Казак на Кубани до сих пор не защищён!
Казакам также до сих пор припоминают другой громкий случай, произошедший на Ставрополье. Там на одном из хуторов сосед-дагестанец изнасиловал казака за не отданный долг.
Казаков, занимающихся охраной правопорядка, также подозревают в распиле и отмывании денег. Как писала <<Русская планета», в 2016 году казачьи объединения получили практически монополию, например, на охрану московских судов.
Ловили казаков и на совсем смешных правонарушениях, например, на открытии массажного салона в кабинете для патриотической работы. Но чаще казачьи объединения называют практически узаконенными ОПГ. Центральное казачье войско из Москвы тоже обвиняли в бандитизме в 2014 году, говорится на сайте <<Казачий Информационно-Аналитический Центр>>.
Тогда помощник руководителя фракции КПРФ в МГД Юрий Урсу заявил, что московские казаки занимаются рейдерством и нападением на оппозиционных агитаторов. <<Казачий Информационно-Аналитический Центр>> тогда отметил, что московские реестровые казаки пустили к себе <<волков в овечьей шкуре>>, которые под видом казаков занимаются преступной деятельностью.
Стало очевидным, что при попустительстве чиновников и представителей органов, призванных вести работу по предупреждению нарушений правопорядка и Закона, действительно созревает преступная группировка. Группировка, незаконно присвоившая себе право носить форму реестрового Центрального казачьего войска и представляться его членами, каковыми они, по сути, не являются, — говорится в статье.
Обозреватель издания РБК Алексей Макаркин считает, что казакам в последнее время фактически выдаётся <<монополия на насилие>>. По словам журналиста, их весьма расплывчатый правовой статус позволяет привлекать казаков к различным силовым акциям. Например, кубанских казаков привлекали к операции по присоединению Крыма, о чём рассказывал и сам атаман кубанского войска Николай Долуда.
Сергей Аксенов обрадовался нашей поддержке и попросил задействовать казаков на охрану общественного порядка. Фактически тогда почти все сотрудники подразделения «Беркут» были задействованы в Киеве на Майдане и населённые пункты были оголены. Первоначально было решено отправить тысячу казаков-добровольцев. Хотя ранее речь шла о группировке от тысячи до пяти тысяч.
По словам обозревателя РБК, казаки также на добровольной основе принимали участие в боевых действиях на Востоке Украины, а когда конфликты более-менее успокоились, они почувствовали невостребованность, и теперь их стали привлекать к подавлению неудобных ситуаций внутри страны.
Можно много рассуждать по поводу целесообразности восстановления традиций, но надо бы вспомнить о том, что в царское время казачьи формирования входили в состав регулярных войск и подчинялись такой же дисциплине, как и другие военнослужащие. Сейчас же речь идёт о признанных государством полувоенных структурах, которые получили права, но ответственность которых неясна. Более того, примеры борьбы казаков с оппозицией свидетельствуют об их безнаказанности, что фактически провоцирует новое насилие с их стороны.
В отличие от России, не удалось разогнать митинги в Армении. Там даже некоторые военные примкнули к протестующим против правительства, и в итоге властям пришлось пойти на уступки, вплоть до отставки премьер-министра, чего и добивался народ.
Хотя и в России не все митинги оборачиваются насилием. В пример можно поставить <<Монстрацию>>, которая прошла в нескольких городах страны. Лозунги и плакаты, с которыми выходили люди на эту акцию, поражают воображение, хотя, несмотря на их милоту, многие несут очень глубокий подтекст.