Психолог дал ученикам из России тест, проверяющий патриотизм. Тот случай, когда писать правду страшно

Татьяна Тютюнова Татьяна Тютюнова

Содержание теста, который психолог дал ученикам одной из российских школ, вызвало у подростков вопросы насчёт того, кто потом будет использовать результаты этой проверки. В тесте нужно было выразить своё личное отношение к утверждениям, среди которых было немало относящихся напрямую к патриотизму. Школьникам нужно было решить, волнуются ли они при исполнении гимна, готовы ли защищать Родину или критиковать её. Подростки и их родители не уверены, что искренний ответ на этот вопрос никак не отразится на будущем ученика.

Школьный психолог для России — должность пока не самая привычная, да и существует она ещё далеко не в каждом учебном заведении нашей страны. Правда, даже в тех школах, где психологи есть, ученики могут не всегда понимать смысл и истинные цели их работы. Доказательство тому — история учащегося одной из российских средних школ, расположенных в селе.

Пожелавший остаться неизвестным десятиклассник из Краснодарского края рассказал редакции TKSAG, что накануне школьный психолог раздал их параллели десятых классов тест, состоящий из 72 утверждений, и специальный бланк для ответов. Каждому утверждению надо было поставить оценку по шкале от +4 до -4, где +4 — очень сильное согласие, а -4 — очень сильное несогласие.

При беглом прочтении тест напоминал довольно обычный психологический опросник, призванный определить черты характера подростков. Вот какие утверждения там, например, встречались.

Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.

Я испытываю сильные положительные эмоции, когда дарю кому-то подарок.

Идти на уступки — значит, проявлять слабость.

Для меня важно найти смысл собственной жизни.

Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.

И сам автор этой заметки, и несколько других человек в редакции TKSAG вспомнили, что тесты с подобными вопросами им давали в школе, а один из корреспондентов проходил похожий тест в военкомате при призыве на службу. Когда психолог давал такой тест автору заметки, он объяснил, что его цель — определить психотип личности и рекомендовать подходящую профессию. Результаты теста нам затем выдавали в распечатанном виде.

Но в тесте, который раздали написавшему нам школьнику, были и другие вопросы, которые выбивались из общего ряда и вряд ли как-то влияли на определение психотипа человека.

День Победы (9 мая) — праздник только для ветеранов и пожилых людей.

Судейство в отношении <<наших>> на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.

Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

Если учесть все <<за>> и <<против>>, то хранение в России иностранных ядерных отходов принесёт больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.

Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

Школьник объяснил TKSAG, что психолог раздал им тест на перемене без всяких объяснений того, зачем он нужен и на что будет влиять. Заполненный бланк ответов нужно было принести в школу на следующий день. В пояснении к тесту указывалось, что оцениваться он не будет, но при этом на бланке необходимо было проставить свою фамилию и имя.

Парень признался, что утверждения про патриотизм вызвали у него много вопросов относительно того, зачем психологу такая информация и как он будет использовать её дальше. Однако большинство его одноклассников, как сказал школьник, отнеслось к тесту довольно спокойно и не увидело в нём ничего плохого.

Вот фото части теста, оказавшиеся в распоряжении редакции.

Оказалось, что психолог придумал этот тест не самостоятельно, потому что он нашёлся в интернете. Точно такой же опросник есть на сайте <<Инфоурок>>, называющем себя ведущим образовательным порталом России. Он находился в разделе тестов для школьного психолога и назывался <<Личностный рост>>. В первой части теста нашлось ещё несколько вопросов про патриотизм.

Те, кто критикует происходящее в стране, не могут счи­таться настоящими патриотами.

Я многим обязан своей стране.

Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опас­ности.

Судя по разъяснению, данному в конце теста для психолога, вопросы делятся на 13 категорий, каждая из которых должна оценить то, как школьник относится к разным понятиям: к семье, к Земле, к миру, к труду, к культуре, к знаниям, к человеку как таковому, к человеку как другому, к представителям другой расы, к своему внутреннему миру, к своему телу, к своему духовному Я.

И одна из этих категорий — отношение <<к Отечеству>>, как написано в тексте самого теста. Судя по интерпретации  результатов, чтобы получить максимально хороший результат по этой шкале, нужно твёрдо согласиться с тем, что ты многим обязан своей стране, быть готовым защищать её в случае опасности, испытывать сильное волнение при исполнении гимна, за границей стараться, чтобы тебя воспринимали как россиянина, и хотеть жить в России всю жизнь. Вы должны считать, что День Победы — праздник для всех, а патриоты — даже те, кто происходящее в стране критикует.

А вот если вы ответите всё наоборот, то тест определит вас как человека с устойчиво-негативным отношением к Родине.

Родина для него просто место, где он жи­вёт и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи — это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране…»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осу­дит других, ведь память — это не то, за что можно получить дивиденды.

Если в школе, где раздали такой тест, психолог пока лишь проверяет отношение учеников к Родине, в Красноярском крае учительница в буквальном смысле готова расстреливать тех, кто не поддерживает Путина. Её гнев на не слишком патриотичных школьников так страшен, что она готова призвать себе на помощь даже телохранителей президента.

В Екатеринбурге патриотическим воспитанием занимаются даже учителя физкультуры. Важность любви к Родине они пытаются донести до учеников через просмотр отечественного кино. А если кто не хочет или даже не может, наказывают так сурово, как могут в мере своих полномочий.