Кто такой Сёко Асахара, казнённый лидер секты Аум синрикё, и что случилось в токийском метро в 1995 году
Утром 6 июля в Японии были казнены лидер религиозной секты Аум синрикё (запрещена на территории РФ) Сёко Асахара и пять других её членов, признанных организаторами теракта в Токийском метро в 1995 году. Тогда от отравления зарином погибли 13 человек и пострадали ещё около пяти тысяч пассажиров. TKSAG коротко рассказывает главное о самой зловещей секте в новейшей истории и о том, что случилось 20 марта 1995 года в подземке Токио.
Кто такой Сёко Асахара
Настоящее имя будущего религиозного лидера — Тидзуо Мацумото. Он родился в 1955 году в бедной семье (отец зарабатывал изготовлением циновок татами), у него было шесть братьев и сестёр. Мацумото с детства страдал от глаукомы: он ничего не видел левым глазом, а правый глаз сохранил зрение на 30 процентов. Из-за этого он учился в школе для слабовидящих и слепых детей. В старших классах Мацумото заработал 3 тысячи долларов, оказывая услуги поводыря полностью слепым ученикам.
Мацумото пытался стать врачом, потом открывал аптеку китайских снадобий, студию йоги, но всё это особого успеха не принесло. Будучи торговцем БАДами, он впервые столкнулся с государством: полиция оштрафовала его аптеку на крупную сумму за торговлю поддельными препаратами и медицинскую практику без лицензии. В 1984 году Мацумото посещал религиозный кружок, а через пару лет основал свой собственный — Aum Inc, а потом сменил имя на Сёко Асахара (оно означает <<воин асур из рода Будды Сакьямуни>>).
В итоге за несколько лет Асахара построил вокруг себя культ из нескольких тысяч последователей, считавших его чем-то средним между богом и пророком. В 1990 году он вместе с 24 соратниками пытался баллотироваться в парламент Японии, но потерпел поражение. После этого характер его проповедей окончательно стал антигосударственным и антиобщественным. В конце жизни, уже после начала суда, Асахара страдал от деменции и последние годы в тюрьме провёл, ни с кем не общаясь. Он уже не мог давать связные показания или комментарии.
Как образовалась секта Аум синрикё
В 1984 году маленькая студия йоги и медитации, открытая Асахарой, стала торговать амулетами, якобы <<заряженными энергией>>, а уже в 1986 преобразовалась в религиозную организацию со своими уставом и доктриной — «Аум Синсэн-но-кай», что можно перевести как «Общество людей духовно развитых и обладающих сверхъестественными силами». Уже в 1987 году Асахара объявил, что достиг <<просветления>>, побывав в Гималаях, и переименовал секту в Аум синрикё, что означает приблизительно <<Вселенское учение истины>>.
В 1989 году организация получила официальный статус от властей Японии. К 1990 году, по разным данным, численность её последователей составляла уже от пяти до десяти тысяч человек. Члены секты делились на два типа: <<монахи>>, жившие в общежитии, и миряне, жившие дома и посещавшие еженедельные собрания. Для вступления нужно было заплатить небольшой взнос.
Организация управлялась подобием правительства, состоявшего из <<министров>> — финансов, безопасности и так далее. С начала 90-х сектой была принята стратегия, по которой <<правительство>> Аум синрикё должно было стать правительством Японии после захвата политической власти (через выборы в парламент или иным путём). Для <<монахов>> выйти из секты было практически невозможно. Позднее на суде фигурировали описания нескольких эпизодов, в которых члены Аум синрикё, пытавшиеся её покинуть, и их родственники были убиты.
Сейчас последователи Аум синрикё разделились на два лагеря: одни по-прежнему обожествляют Асахару (секта <<Алеф>>), другие отреклись от него (секта <<Круг света радуги>>). Вторую секту возглавляет один из бывших лидеров Аум синрикё в России Фумихиро Дзёю.
Во что верят последователи Асахары
Религия Аум синрикё — что-то вроде универсального экуменического учения на основе буддизма. Последователи Аум синрикё верят в сотворение мира в результате Большого взрыва, который произошёл в результате столкновения трёх основных сущностей, <<гун>> и в дальнейшую эволюцию Вселенной по законам природы. При этом они признают и Будду, и ряд индийских божеств, из которых больше других почитают Шиву.
В 1992 году Асахара издал книгу <<Провозглашая себя Христом>>, в которой соединял христианскую картину мира с буддистской и индуистской. Он считал себя одновременно и Христом (то есть воплощением и посланником единого Бога), и одним из земных тел Шивы, и реинкарнацией Будды. Своей земной задачей Асахара считал построение идеального общества просветлённых людей — Шамбалы.
Учение Аум синрикё предполагало скорый рукотворный конец света. Асахара в своих проповедях называл его Армагеддоном. Предположительно, Армагеддон должен был наступить в результате ядерной войны.
Чтобы войти в число <<посвящённых>> адепты проходили так называемые 20 ступеней. На последних проводились обряды инициации, включавшие удары током, приём наркотиков и медитацию до галлюцинаторных состояний.
Аум синрикё и Россия
По мнению сразу нескольких экспертов, изучавших деятельность Аум синрикё, к 1995 году, когда секта организовала теракт в Токио, численность её последователей в России превышала численность японских адептов. Автор книжки <<Аум синрикё>> Игорь Канторов считал, что россиян в секте было 40 тысяч, а японцев — 10 тысяч. Американская исследовательница Кэтрин Вессингер называла похожие цифры: 30 тысяч адептов в России и 10 тысяч в Японии.
Асахара бывал в России, встречался с чиновниками федерального уровня, в том числе был на приёме мэра Москвы Юрия Лужкова. Власти никак не препятствовали организации массовых мероприятий, проводимых культом. С 1992 по 1995 год Аум синрикё несколько раз собирала полный стадион <<Лужники>>. В России были открыты несколько филиалов. На суде по делу о теракте в токийском метро руководители секты сообщили, что приобрели в Казани вертолёт Ми-8 и вели переговоры о покупке другого оружия. Вертолёт у Аум синрикё действительно был, а факт переговоров о покупке автоматов и танков документально не подтверждён.
Самый мрачный эпизод в этой истории: обвинение в адрес министра экономики России 1993 года Олега Лобова. На процессе Аум синрикё несколько членов секты заявили, что купили у Лобова технологию производства зарина, который позднее использовали для теракта. Лобов никогда не комментировал это обвинение.
В 2000 году ФСБ арестовала во Владивостоке Дмитрия Сигачёва, Бориса Тупейко, Дмитрия Воронова и Александра Шевченко. Их обвинили в подготовке терактов на территории Японии с целью освободить Сёко Асахару. У них нашли пистолеты и автомат с боеприпасами, тротиловые шашки, карты, фотографии японских городов. По плану Сигачёва, Асахару должны были вывезти в Приморский край и спрятать в удалённом посёлке на конспиративной квартире.
Террор Аум синрикё
До самого известного своего теракта члены секты совершили несколько убийств и как минимум одну атаку с помощью зарина. Человеком, который отвечал за организацию самых громких убийств и терактов, был Кийохидэ Хаякава. Считается, что именно он приезжал в Россию на переговоры по закупке техники и оружия, он курировал постройку завода по производству зарина в Японии.
Секта убивала тех, кто хотел из неё выйти. Обвинители на процессе считают, что таких эпизодов было намного больше, чем удалось доказать. В 1989 году Хиякава лично возглавил отряд, убивший адвоката Цуцуми Сакамото и его семью. Сакамото представлял интересы граждан, пострадавших от секты, и пытался через суд добиться компенсации и запрета на деятельность для Аум синрикё.
В июне 1994 года члены Аум синрикё разлили зарин в одном из городов префектуры Нагано. Погибли семь человек. Тогда секта отрицала свою причастность к теракту и даже пыталась представить дело так, что акция была направлена против неё. Позднее вину лидеров Аум синрикё удалось доказать.
Теракт 20 марта 1995 года
Атака в токийском метро последовала сразу же за массовыми обысками в помещениях Аум синрикё, устроенными японской полицией. До сих пор многие считают, что полиция могла предотвратить теракт, если бы сразу арестовала верхушку секты, поскольку для этого были все основания. Сами руководители той операции оправдываются тем, что доказательств подготовки к крупному теракту они не нашли.
20 марта десять членов секты, разбитые на пять пар, отправились в Токио для совершения теракта. Водители ждали на улице, чтобы увезти террористов, а непосредственные исполнители спустились в метро и рассредоточились на двух станциях: <<Касумигасэки>> и <<Нагататё>>. Пакеты с зарином в жидкой форме они положили на пол в вагонах, проткнули острым концом зонтиков. Сразу после этого исполнители вышли из поездов и поднялись на улицу.
В результате погибли, по разным данным, от 12 до 27 человек (официально полиция Японии признала лишь 12 жертв), а в той или иной степени пострадали и были госпитализированы более 5 тысяч пассажиров. Эксперты указывали на то, что имевшимся количеством зарина можно было убить тысячи людей, если бы его распылили в виде аэрозоля.
Сам теракт и его последствия для пострадавших подробно описаны в документальной книге Харуки Мураками <<Подземка>>, которая состоит из рассказов 62 очевидцев.
Суд и приговор
Все руководители Аум синрикё, включая Сёко Асахару, были задержаны в течение нескольких дней. Вскоре после начала процесса адвокаты обвиняемых заявили о невиновности почти по всем пунктам обвинений, включая подготовку и исполнение самого теракта. Асахара лично признал факт теракта, но свалил всю вину на одного из сподвижников, который к тому моменту был убит (его убийство до сих пор не раскрыто).
Тем не менее в течение нескольких лет почти все эпизоды, вменяемые всем членам Аум синрикё, были доказаны в суде. Для Асахары суд растянулся на девять лет: его приговорили к смертной казни в 2004 году. Поскольку часть судов над другими участниками продолжалась дольше, казнь отложили.
В итоге к смерти приговорили 12 человек, включая Кийохидэ Хаякаву, пятерых исполнителей терактов, одного из водителей и четырёх других членов секты, ответственных за подготовку теракта и другие убийства граждан. 5 июля 2018 года Асахара, Хаякава и четверо исполнителей были казнены через повешение.
Смысл и конечная цель зариновой атаки до конца остаются непонятными. Асахара на суде отказался отвечать на связанные с этим вопросы. Возможно, стояла задача посеять панику — организаторы могли рассчитывать на намного большее число жертв. Возможно, смысл был в мести государству за расследование и обыски, которые прошли за несколько недель до атаки.
Мотивы террористов, которые идут на массовое убийство, могут сильно отличаться в зависимости от ситуации. Обвиняемые в подготовке теракта в петербургском метро 3 апреля 2017 года братья Джалиловы копили на приданое своей сестре.
Джеррод Рамос, расстрелявший редакцию местной газеты в американском городе Аннаполис, мстил за проигранные судебные процессы и публикации, которые он считал клеветой.