В Новосибирске в воскресенье, 5 апреля, 2,5 тысячи человек пришли на митинг <<За свободу творчества>>. Собравшиеся приняли резолюцию с требованием отставки министра культуры Владимира Мединского, пересмотра ст. 148 УК РФ об оскорблении чувств верующих и отмены запрета скандальной оперы <<Тангейзер>>.
На митинге выступали деятели культуры города, а также было зачитано обращение режиссера нашумевшего фильма <<Левиафан>> Андрея Звягинцева.
«Художник призван к тому, чтобы говорить ясным, простым языком, делясь со своей аудиторией всем тем, что ему кажется важным. Это его долг. Это и долг зрителя: понимать, что он свободен услышать то, что он хочет услышать. Никто не может встать перед входом в театр, чтобы запретить тебе смотреть то, что ты хочешь увидеть», — приводит его слова <<Тайга.инфо>>.
Одним из главных объектов критики выступающих стал министр культуры Мединский. Актер Владимир Лемешонок со сцены сравнил его с таксидермистом, а журналист Сергей Пархоменко назвал происходящее в Новосибирске настоящим гражданским столкновением и тестом, который проводит государство на своих гражданах.
<<В этой конкретной ситуации государство проделывает тест, трогает своей мягкой лапой: а так можно, а так, а еще сильнее, а с судом, а без суда, а с использованием церкви? Что еще они вытерпят, где еще они промолчат? Может быть, кому-то кажется, что это сугубо художественный конфликт — нет, это не так. В этом смысле люди по всей стране сейчас смотрят, чем кончится эта история в Новосибирске и что здесь удастся отстоять, а что сможет государство отобрать», — заявил он.
Уже после того, как организаторы митинга зачитали резолюцию, к собравшимся обратила диакон Андрей Кураев, специально прибывший на митинг. Он напомнил, что 2 тысячи лет назад, когда Иисус въехал на ослике в Иерусалим, «революции не случилось», рассказывает <<Тайга.инфо>>.
«Самая главная и самая интересная, мне кажется, реакция на происходящее — это если в эти предпасхальные дни вы сможете и в этой оперной постановке, и в том, что вокруг нее, найти повод обратиться к первоисточникам и открыть эти страстнЫе странички в Евангелии. Попробовать в тишине, никуда не торопясь, не для публичных комментариев в сети где-то, просто над этим подумать. И тогда мир станет богаче, наш внутренний мир. Потому что появится неполитическое, очень важное человеческое измерение», — заявил он.
Участники митинга публиковали фотографии в соцсетях с хэштегами #затангейзер и #засвободутворчества.
View this post on Instagram
#novosibirsk #instanovosibirsk #siberia #митинг #затангейзер #новосибирск #засвободутворчества
View this post on Instagram
А ты нас не сожрёшь? #тангейзер #затангейзер
Премьера «Тангейзера» состоялась 20 декабря 2014 года, опера получила высокие оценки критиков и самые лестные отзывы, в том числе и от официальной прессы. Процесс по делу оперы начался с обращения главы Новосибирской митрополии Тихона в новосибирскую прокуратуру с обвинением в адрес режиссера постановки и директора театра в «умышленном оскорблении чувств верующих».
Позже министр культуры Владимир Мединский сообщил об увольнении директора новосибирского театра Бориса Мездрича, отказавшегося закрыть спектакль «Тангейзер». На его место был назначен Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Петербурге, а в Кремле предложили согласовывать репертуар театров с чиновниками до начала их показа зрителям.
Ранее TKSAG подробно описывал историю скандала вокруг «богохульной оперы».