Как сделать фото без фотокамеры? Взять жестяную банку! Эксперимент девушки из Омска показал, как это работает
Жительница Омска сфотографировала солнце за своим окном. Сюжет, казалось бы, банальный, но снимок получился уникальный. Во-первых, процесс съёмки занял почти год, а во-вторых, вместо камеры применялась жестяная банка с дыркой. Да, простая жестяная банка (но с хитростями).
Омичка Валентина Саморцева работает инженером, а свободное время посвящает фотографии, которой увлекается ещё со школы. В разговоре с TKSAG девушка рассказала, что ей нравится снимать на плёнку, а порой она устраивает эксперименты со стенопом (или, как его чаще называют, пинхолом) — камерой без объектива и с маленьким отверстием, а также обычными плёночными фотоаппаратами со снятым объективом.
Получаются вот такие кадры.
Несколько лет назад Валентина познакомилась в соцсетях с москвичом Иваном Кочетовым, который тоже интересуется пинхолом. Именно Иван предложил омичке поучаствовать в соларографическом проекте, который занял целый год. Его участники должны были сделать снимки с помощью немного модифицированной камеры-обскуры.
Камера-обскура — предшественница современных фотоаппаратов, которая имеет давнюю историю. Китайцам она была известна ещё в V веке до нашей эры, а арабские астрономы использовали их в X веке. Устройства, как правило, представляли собой большой ящик со светонепроницаемыми стенками или даже тёмную комнату. Если свет будет попадать внутрь через маленькое отверстие на одной из стенок, на противоположной стене появится перевернутое изображение того, что находится снаружи.
Иван вместо ящика взял жестяную банку. Внутри неё была помещена ещё одна банка, выкрашенная в чёрный цвет — чтобы стенки не давали бликов. В корпусе банки было проделено маленькое отверстие, а напротив него помещена фотобумага, на которой должно было отпечататься изображение.
Банка висела на балконе комнаты Валентины на пятом этаже многоэтажки с августа 2017 года до июня 2018 года, пишет НГС-Омск.
В прошлом месяце девушка сняла банку, вытащила фотобумагу и отсканировала полученное изображение.
Весь этот процесс превратился в весёлое приключение, когда мы с подругой в затемнённой комнате тренировались на старой плёночной фотографии, так как знали, что попыток должно быть не больше трёх (бумага выцветает). В итоге фотография получилась очень интересная — видно, что на снимке получился очень широкий угол из-за того, что банка круглая с небольшим диаметром. На фотографии видно, как солнце проходило свой путь в течение года, сколько было солнечных и облачных дней.
Всего во время фотопроекта было получено 17 фотографий. 15 из них были сделаны в Москве, и только две за пределами столицы — в Омске, при участии Валентины, и в Нижнем Новгороде. Во время эксперимента использовалась фотобумага Bergger и Foma. Оказалось, что Bergger даёт наиболее равномерно пропечатанный негатив, который при обработке приближается к HDR-фото.
Вот ещё несколько солнечных фотографий.
Современные художники часто используют наработки мастеров прошлого. Иногда это камеры-обскуры, как у Валентины, а иногда — целые образы с классических картин. Скажем, бразильский художник Габриэль Нарделли Арауджо прославился тем, что дал персонажам эпохи Возрождения новую жизнь. Он отправил их посещать музеи современного искусства, есть фастфуд, а ещё — кататься в московском метро.
А в Сан-Франциско на этой неделе можно было делать фотографии словно из хоррора, не прибегая ни к фотофильтрам, ни вообще к каким-то ухищрениям. Там больше недели горят леса, и зарево окрасило всё в зловещий оранжевый цвет.