Возможно 50, по коням! Почему в России начал дорожать бензин и какие прогнозы дают насчёт цен (неутешительные)

Василий Басов Василий Басов

В России с апреля 2018 года начал резко дорожать бензин, и эксперты предрекают, что к концу года он может перейти отметку в 50 рублей. Причины подорожания называют разные, как экономические, вроде международного роста цен на топливо, так и политические, а также коррупционные. В соцсетях по привычке стараются шутить по этому поводу, но на деле водителям уже не до смеха и они предупреждают о грядущих социальных потрясениях. TKSAG разбирался, что происходит с бензином и чего ждать от цен на топливо.

Резкий рост цен на российских АЗС начался в марте 2018 года, практически сразу после президентских выборов. Хотя ранее, 1 февраля, президент говорил, что в стране есть возможности для снижения цен на топливо.

Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность. В некоторых регионах это обоснованно, потому что доставка сложная, инфраструктура не развитая. Но всегда за этим должна смотреть ФАС, я поговорю на этот счёт с главой ведомства.

Как пишут <<Ведомости>>, темпы роста в течение весны только ускорялись. Вот как рост за полугодие выглядит на графике.

Рост цен нефтяные компании объясняли повышением стоимости углеводородов на международном рынке и слабым рублём. Однако водители, привыкшие, что бензин дорожает вне зависимости от стоимости нефти, начали бунтовать, пишет <<Новая газета>>.

Митинги автомобилистов прошли в нескольких городах России, а в некоторых протестующих даже поддержала власть. Например, в Новосибирске, где с водителями встретился мэр города Анатолий Локоть. Он заявил, что цены на топливо его волнуют не меньше, и пообещал пожаловаться в УФАС. А на Камчатке местный депутат в знак протеста лично пересел с автомобиля на коня, приведя в восторг местных жителей.

Подорожание топлива стало одной из главных тем в соцсетях и на форумах. Несмотря на проблему, некоторые даже стараются шутить на тему бензина.

Почему подорожал бензин (по официальной версии)

Если без шуток, то пока нет единого объяснения, почему цены на топливо резко пошли вверх. Нефтяные компании объясняют это по-своему, эксперты имеют своё мнение, а борцы с коррупцией — третье.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак объясняет, что бензин в России подорожал, просто потому что он дорожает везде, пишет РБК.

В такой нефтяной стране как Норвегия они в рублёвом выражении в два раза выше, чем в нашей стране. В тех же Соединённых Штатах, которые занимают лидирующее место по добыче нефти, бензин подорожал вместе с мировыми ценами на нефть.

Козак добавил, что правительство договорилось с нефтяными компаниями и цены на топливо зафиксируют на уровне 30 мая, но снижение невозможно, поскольку мы живём <<в условиях рыночной экономики>>. О том, что бензин подорожал из-за международных цен на нефть, заявили и в Центробанке.

Как пишут <<Ведомости>>, к 4 июня как минимум в Москве АЗС перестали поднимать цены на бензин, как и обещал вице-премьер. Но вот в Свердловской области цены опять поднялись, сообщает 5 июня Znak.com.

О том, что в дальнейшем рост остановится, речи в принципе не идёт. В компании «Роснефть» (производит 40 процентов бензина и дизельного топлива в России) предрекли, что цены поднимутся ещё как минимум на полтора процента, несмотря на снижение акцизов.

«Роснефть» поддерживает предложенную правительством инициативу о временном снижении ставки акцизов для стабилизации цен на топливо, однако считает, что такие меры не смогут полностью решить системные проблемы в переработке и на рынке нефтепродуктов.

<<Ведомости>> при этом пишут, что из-за роста цен на международном рынке все российские нефтяные компании за последние четыре месяца на 50 процентов увеличили экспорт нефтепродуктов, так как их стало выгоднее продавать за границу, нежели на внутреннем рынке. За это ФАС 28 мая вынесла <<Роснефти>> предупреждение. В антимонопольной службе считают, что именно из-за снижения объёмов продаж на внутреннем рынке цены на бензин в России резко подскочили.

Основная доля снижения объёмов реализации нефтепродуктов приходится на <<Роснефть>>. Кроме того, по ряду договоров, заключённых на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям. Также в ФАС России поступают жалобы на действия компании, связанные с ограничением (снижением) объёмов отгрузки нефтепродуктов мелким оптом. В связи с этим <<Роснефти>> выдано предупреждение о прекращении в срок до 08.06.2018 действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Ранее, 11 апреля, в ФАС заподозрили, что <<Роснефть>> может намеренно создавать дефицит на рынке бензина.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 4 июня заявил, что в отношении цен на бензин не должно быть <<недопустимого эгоизма нефтяников>>, добавив, что правительство готово <<разработать комплекс оперативных мер>>, чтобы нефтяные компании выполняли свои договорённости, пишет РБК.

В случае необходимости нужно готовить иные оперативные меры, направленные на то, чтобы достигнутые договорённости соблюдались, чтобы цены были стабильны, а в определённых случаях — чтобы они снижались, чтобы была произведена отрицательная коррекция.

Что говорят о подорожании бензина эксперты

Экономист Игорь Николаев в своём блоге на <<Эхе Москвы>> назвал одной из причин резкого повышения цен увеличение налогов.

Налоги (главные из них по бензину — акцизы и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)) составляют в конечной цене каждого проданного литра бензина около 65-70 процентов. И налоги у нас сильно выросли.

По мнению Николаева, рост цен получился <<взрывным>> из-за того, что <<накануне президентских выборов никто не хотел обращать на себя гнев высокого начальства>>.

С трудом, похоже, дождались инаугурации, ну и понеслось.

Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов считает, что бензин продолжит дорожать, но в этом, по его мнению, можно найти даже плюсы. Как цитирует Шкуматова <<Газета.Ru<<, <<в перспективе цена на топливо должна дойти до европейского уровня>>.

Наш бензин будет стоить как в Европе, если мы хотим дороги европейского качества. Средняя равновесная цена для центра за АИ-92 примерно 40-41 рубль за литр. Эта цена, скорее всего, сохранится впоследствии до конца года, если не будет каких-то изменений в акцизах.

Однако никаких снижений цен на топливо нам ждать не приходится, даже будет подорожание в дальнейшем. Я бы спрогнозировал повышение цены в перспективе 5 лет до 60 рублей за литр.

Политик Владимир Милов, в 2002 году работавший заместителем министра энергетики России, на канале <<Навальный Live>> заявил, что цены на бензин растут, чтобы уйти в карман главам нефтяных компаний, образно говоря, <<на покупку яхт>>. В доказательство приводятся прежние расследования ФБК о недвижимости и предметах роскоши, покупаемых нефтяными корпорациями.

Вы должны понимать, что последним скачком на бензин, напрямую всё это оплачивать нам. Нам нужна полная демонополизация нашей нефтяной отрасли, нам нужен конкурентный нефтяной рынок, где цены устанавливались бы действительно в результате объективных факторов.

4 июня глава управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин рассказал <<Коммерсанту>>, что с подорожанием бензина происходит <<парадоксальная ситуация>>, поскольку оптовые цены на топливо стали выше розничной.

 Три-четыре рубля в год (рост цены на бензин) — это не только налоги, но и конъюнктура мировых цен на нефть, рост тарифов естественных монополий, которые платят нефтеперерабатывающие заводы и АЗС, и зарплат. При этом маржинальность на АЗС за эти годы только снижалась, в отличие от прибыли нефтяников, для которых самым выгодным предприятием до сих пор остаётся добыча сырой нефти, потому что это и проще, и прибыльнее. А вот ряд НПЗ и АЗС стали убыточными с ростом цен на нефть. Более того, нынешний подъём цены литра бензина окупить их затраты не в состоянии. Сегодня на российском топливном рынке мы наблюдаем парадокс: оптовая цена на топливо выше, чем розничная.

По мнению Махонина, после обещания правительства посодействовать НПЗ цены, во многом зависящие от биржевой котировки, <<на ожидании действий правительства могут начать стабилизироваться>>.

Что говорят о повышении цен на топливо в социальных сетях

В соцсетях, как уже говорилось, цены на бензин стали одной из наиболее обсуждаемых за последние месяцы. Как сообщает BBC, только в твиттере количество постов со словом <<бензин>> увеличилось вдвое.

Фейсбук и <<ВКонтакте>> по уровню негодования и мемов не отстают.

В то же время Федерация автовладельцев России (ФАР) подготовила обращение на прямую линию с Владимиром Путиным, которая должна пройти 7 июня. В ФАР заявили, что многие автовладельцы уже устраивают бойкот на заправках и в будущем это может привести <<к серьёзному социальному резонансу>>.

В ФАР призвали всех неравнодушных водителей звонить на прямую линию и не ждать, <<пока кто-то это сделает за вас>>. Может быть, такое упорство действительно приведёт к каким-то результатам. Например, к новому обещанию снижения цен.

В России не впервые проходят акции против повышения тарифов на топливо. Такие уже проводили в 2014 году в Красноярске. Тогда её также организовывала Федерация автовладельцев, которая требовала снизить цены на 15-20 процентов, аргументируя тем, что Россия — нефтедобывающая страна.

Слабый рубль, который нефтяники называют одной из причин подорожания топлива, в очередной раз начал становиться таким в апреле 2018 года, когда против ряда российских компаний и их владельцев были введены санкции со стороны США. Но тогда некоторые российские эксперты также заявляли, что падение курса — это хорошо.