Наташа, Пьер и комета. В России обиделись на бродвейский мюзикл по <<Войне и миру>> с темнокожей актрисой
Российские пользователи соцсетей возмущаются мюзиклом <<Наташа, Пьер и Большая комета 1812 года>>, который шёл в прошлом году в Нью-Йорке. Одна из претензий — Наташу Ростову играла темнокожая актриса Дене Бентон. Но дело не только в этом.
Волна возмущения бродвейской постановкой по мотивам романа Льва Толстого <<Война и мир>> началась в этом году с поста сотрудника <<Ростеха>> Павла Токмакова. Он выложил фотографию с афиши мюзикла и критически прокомментировал её.
Наташа Ростова и Пьер Безухов в бродвейской постановке <<Война и мир>>. Видимо, режиссёр решил показать, что он против ЗДРАВОГО СМЫСЛА! Я сразу даже не смог определиться, о чём я должен спросить в первую очередь!
Видимо, пунктик на расизме — то, что роднит нас с американцами. Только, если в США могут потребовать изменить слово <<чёрный>> в испанском языке, потому что оно <<расистское>>, то в России — наоборот, пекутся о расовой исторической точности в постановках на другом конце земного шара. Большинство комментаторов восприняли претензию Токмакова к здравому смыслу как намёк на расовую принадлежность актрисы, которая играет Наташу Ростову.
Но это не единственная претензия к фотографии. Многих удивил аккордеон в руках графа Безухова, по сюжету <<Войны и мира>> — знатного и богатого аристократа. В этом увидели стереотип и невнимание к историческим деталям: аккордеон был изобретён на несколько лет позже, чем встретились в романе Пьер и Наташа.
Пост Токмакова собрал больше сотни шеров и множество комментариев, в основном негативных. Тему подхватили популярные российские журналисты. Основатель <<Лентача>> и совладелец агентства <<Пикчер>> Андрей Коняев тоже обратил внимание на аккордеон.
В принципе, Наташу Ростову может играть хоть карлик-трансгендер. Это *****. Посоны, но баян? Разве были тогда баяны? И почему Пьер с баяном? Он играл на баяне?
Журналист <<Радио Свобода>> Сергей Добрынин возмущён расизмом в комментариях.
Возмущаюсь возмущением темнокожей Наташей Ростовой со стороны людей, у которых с Толстым нет ничего общего, кроме страны происхождения. На сексизм проверок в последнее время много, и плачевная ситуация очевидна, а с расизмом просто меньше поводов.
Постановка, о которой идёт речь, впервые увидела свет осенью 2016 года и шла до ноября 2017 года на Бродвее. Это иммерсивный мюзикл <<Наташа, Пьер и Большая комета 1812 года>>: актёры поют и танцуют прямо посреди зрительного зала, в котором сами зрители сидят не рядами, а за отдельными столиками. Выглядело это примерно так.
И даже так.
В постановке помимо Дене Бентон, сыгравшей Наташу Ростову, было занято ещё несколько темнокожих актёров, как на главных ролях (например, в роли княжны Элен), так и в массовке.
На последних представлениях роль Пьера вместо очень популярного в США певца Джоша Гробана также исполнял темнокожий артист Окерьете Онаодован.
Сюжет пьесы — мелодраматизированный фрагмент романа <<Война и мир>>, а именно — второй том, пятая часть. В центре действия — увлечение Наташи Ростовой князем Анатолем, разрыв помолвки с князем Андреем и зарождающаяся дружба с графом Пьером Безуховым. В конце Пьер в Москве накануне войны с Наполеоном смотрит на небо и видит комету.
Музыка и значительная часть текста написаны автором Дэвидом Маллоем, и от самого Толстого кроме сюжетных линий мало что осталось — речитативы между музыкальными номерами. Постановка ещё в 2016 году вызвала споры и протесты в России, но в целом удостоилась положительных отзывов критиков. Например, Владимир Соловьёв в <<Московском комсомольце>> описал мюзикл как <<безупречное слаженное ансамблевое представление, продуманное до мельчайших деталей, с предусмотренным вовлечением зрителей в действо>>.
Некоторые описывают постановку как <<электропоп-оперу>>, другие как <<кабацкую>>. Декорации одновременно похожи на великосветские гостиные с портретами на стенах и на казино в Лас-Вегасе, а костюмы артистов — и историческое платье, и одежда 20-го века смешанного стиля, и абстрактно <<цыганские>> и <<русские>> одеяния.
Вот фрагмент мюзикла: пролог и ария Пьера в первом действии.
Если в России некоторым кажется, что странно отдавать темнокожим артистам роли русских дворян, то в США обратная ситуация. Актёр из <<Звёздных войн>> Джон Бойега обратил внимание, что во <<Властелине колец>> Питера Джексона слишком много белых. Кое-кто решил с ним поспорить, а в Китае его самого убрали с постера <<Звёздных войн>>.
А в 2016 году в связи с тем, что в фильмах-номинантах и на самой церемонии <<Оскара>> было мало темнокожих актёров, в соцсетях прошёл флешмоб #OscarsSoWhite (<<такой белый <<Оскар>>). Начинание поддержали многие известные артисты. В итоге организаторы даже изменили состав приглашённых кинокритиков и всерьёз задумались об изменении политики в дальнейшем.