66-летний лётчик Александр Поддубный владеет самолётом <<Ил-14П>>, который оценивают примерно в 1 миллион долларов, но не может подняться в небо из-за огромных долгов по налогам. А долги по налогам растут, потому что самолёт не приносит дохода.
Эта история могла бы стать сюжетом для оскароносной американской драмы, в которой главную роль можно доверить Роберту Де Ниро или Клинту Иствуду. Началась она в 1959 году, когда в Дрездене была выпущена первая партия из 80 самолётов <<Ил-14П>>. Борт номер 66 из Германии отправился в Румынию, потом попал в Сибирь, в Улан-Удэ, оттуда в якутский город Мирный.
Здесь его в 1993 году встретил пилот Александр Поддубный. Самолёт готовили к списанию, чтобы распилить на металлолом. Воспользовавшись кризисом, лётчик выкупил его и стал летать как частник: работал в Красноярске, Абакане, а в 2003 году перелетел в Санкт-Петербург.
На аэродроме <<Ржевка>> самолёт застрял надолго. Сначала Федерация любителей авиации (ФЛА), частные инвесторы и Поддубный собирались открыть <<Музей летающих самолётов>>, собирали средства на стартап, но в 2007 году ФЛА фактически прекратила существование, а затем закрылся и аэродром. <<Ил-14П>> оказался заперт: взлётные полосы переоборудовали под стоянку и полностью забили автомобилями. К тому же кто-то украл из самолёта авиационное топливо: просто слил ночью.
Как рассказал Поддубный сайту
На пробежке по взлётной полосе выявился ряд дефектов, с которыми лететь нельзя было. На их устранение были всего сутки, так как взлётную полосу нам освободили от машин лишь на два дня. Да и погода тогда стояла ну очень мерзкая. Но моя боевая подруга Татьяна сразу сказала: «Не дёргайтесь, вы перелетите, 9 ноября, как я заказала!» Так оно и вышло. В этот день нам сопутствовала удача. Мы вместе более 30 лет. Но в последние годы нам пришлось нелегко. И как мне не любить эту женщину?
Вторая проблема, с которой Поддубный столкнулся в 2007 году, — это новые правила, по которым стала жить авиация. Теперь членство в ФЛА ничего не значило. Нужно было регистрироваться в Федеральном агентстве воздушного транспорта и платить налог, который рассчитывается пропорционально мощности двигателя. Налог для всех один — и для <<Аэрофлота>>, и для Поддубного: 125 рублей за одну лошадиную силу. Два двигателя, по 1900 сил каждый, — это 475 тысяч рублей в год.
Сначала пенсионер платил, когда можно было использовать самолёт. Потом стали копиться долги. К 2012 году их накопилось около 3,5 миллиона рублей. При этом борт требовал ремонта. На всё сразу денег просто не хватало, и самолёт арестовали. Поддубного выручил руководитель вертолётного центра <<Хели-драйв>> Иван Яценко: дал почти 2 миллиона рублей. Владелец <<Ил-14П>> частично расплатился с долгами, получил разрешение летать, но через год всё повторилось. В 2013 году на Александра Поддубного завели уголовное дело за неуплату налогов, самолёт снова арестовали, и летать ему запрещено.
Налоги нужно платить, это факт. Но я пенсионер, а у меня арестовывают самолёт без права пользования имуществом, в моём случае единственный возможный источник дохода. Я вообще мог не регистрировать самолёт, как это делают многие, летать по беспределу и не платить никаких налогов. Но это нечестно. И как мне выплатить долг? Я упрашивал всех — и налоговую, и приставов. Говорю: «Дайте заработать!», а мне пристав отвечает: «Улетишь». Ну куда я улечу-то?
Хотя борт не мог летать, его можно было использовать, как декорации. Здесь снимался клип группы <<Король и шут>>, фильм <<Дочь Сталина>> и ещё какие-то ролики. По идее, таким образом можно было бы платить налоги и выбраться из долговой ямы. Параллельно Поддубный искал инвесторов, не теряя надежду открыть <<Музей летающих самолётов>>.
В 2013 году у него обнаружили рак. Вместо выплат за самолёт пришлось собирать деньги на лечение, и к декабрю 2013 года на счету пенсионера скопилось почти полмиллиона рублей. Приставы, ничего не спрашивая, списали эту сумму в счёт долга. Параллельно начали принудительно списывать 45 процентов пенсии. Пришлось искать средства заново. Опухоль Поддубный победил, но в долгах по налогам увяз окончательно. За это время оценочная стоимость ремонта <<Ил-14П>>, пишет
Приставы неоднократно пытались продать самолёт, но не смогли найти претендентов на торги, при том, что стартовую цену занижали до 3,5 миллиона рублей. Эксперты в области авиации при этом оценивают летающий <<Ил-14П>> примерно в 1 миллион долларов. Просто нужно найти подходящего покупателя: любители такого рода антиквариата есть в Европе и США. Но иностранные инвесторы боятся проблем с судами: сначала заплатите долги, снимите арест, а потом мы обсудим вложения в ваш самолёт.
Поддубный время от времени запускает двигатели, красит самолёт, недавно заказал перетяжку рулей. Какие-то деньги приносит сдача в аренду под кино, рекламу и видеоклипы. В результате в октябре, после очередного платежа, удалось снять запрет на полёты. Но денег на ремонт всё равно не хватает, и 57-летний <<Ил>> остаётся на земле.
Фото: Санкт-Петербург.ру, Life.ru, Александр Поддубный