Девушка получила диплом машиниста локомотива — впервые в истории России. И рассказала нам, как ей это удалось
Художница решила выучиться на машиниста и стала первой на всю Россию. Девушка не сдалась, услышав, что на запретную специальность женщин не берут. Теперь тысячи людей в восторге от неё, а нам удалось поговорить с ней об учёбе и планах на будущее.
Летом 2020 года Московский колледж железнодорожного и городского транспорта подготовил первую девушку — машиниста локомотива. Её зовут Софья Дорофеева, ей 21 год, и изначально она вовсе не собиралась управлять поездами. Свой диплом с отличием Соня получила в июле — а в начале августа прославилась в социальных сетях.
Первая девушка-машинист получила диплом!
Я слежу за ней очень давно — помимо того, что она освоила МУЖСКУЮ профессию, она ещё и шикарный иллюстратор!
Я уже как-то писала про неё и выкладывала её рисунки, но не могу не повторить. Встречайте, Софья Дорофеева.
Твит, посвящённый Соне, разошёлся по соцсетям, и вскоре о новоиспечённой машинистке
Для многих людей Соня стала символом новых возможностей для женщин. Впрочем, в интервью TKSAG девушка призналась, что к феминизму никакого отношения не имеет.
Феминисткой себя не считаю. Я просто хочу получить желаемую профессию.
Женщинам нельзя было становиться машинистами?
Ещё в 2019 году в списке запрещённых для женщин профессий было порядка 400 пунктов, в том числе машинист поезда, электрички, скоростных и высокоскоростных поездов, водитель фуры, боцман или матрос на судне.
При этом в СССР женщины могли управлять электропоездами с 1936-го по 1980 год. Потом принимать новых сотрудниц запретили из-за неблагоприятных условий труда — работа была тяжёлой, к тому же советской женщине ведь <<ещё рожать>>.
Список запрещённых профессий плавно перешёл из советского государства в РФ. Хотя учиться на машиниста официально не запрещали, поступить, а тем более устроиться потом на работу было практически невозможно. Единственным исключением из этого правила до последнего времени была Юлия Юрова — помощник машиниста на <<Аэроэкспрессе>>. Девушка повнимательнее
На самом деле, нужно читать внимательнее закон, и, если соблюсти определённые требования, этот запрет снимается.
Генеральный директор РЖД Олег Белозёров ещё в 2018 году выражал надежду, что и <<Сапсанами>> смогут управлять женщины. А спустя год компания официально
К предложению прислушались. В середине 2019 года Минтруд сократил перечень запретов. В феврале 2020 года РЖД в рамках пилотного проекта
Никаких тяжёлых операций машинист не делает. Если женщины управляют самолётами, то и поездами метро смогут.
Нанимать женщин-машинистов в метрополитене и в РЖД начнут с 2021 года.
Как художница решила стать машинистом?
Изначально Соня Дорофеева и не мечтала управлять поездами — но они ей уже нравились. По словам девушки, она обожала кататься по железной дороге с самого детства и любит поезда гораздо больше, чем другие виды транспорта.
Поезда с детства люблю. Любимый вид транспорта. Всегда видела в них что-то красивое и живое.
Поначалу Соня планировала стать художницей, окончила художественную школу, и основной темой её рисунков очень часто была железная дорога.
Для того чтобы изображение поездов было более правдивым и приближенным к реальности, будущая художница начала интересоваться устройством подвижного состава. И в результате таких изысканий летом 2018 года приняла решение учиться на машиниста локомотива.
Родителей такой внезапный жизненный поворот, конечно, смутил. По словам девушки, её идея привела к ссорам. Родители не хотели, чтобы дочь училась «мужской» профессии, да и вообще поступала в колледж.
Они были против, хотели, чтобы я пошла в вуз.
Но девушка не отступила перед трудностями.
Я стояла на своём и ещё ни разу не пожалела о своём выборе.
Кстати, для своих нарисованных поездов Соня даже создала отдельный инстаграм-аккаунт —
Большой и старый добрый друг?
И всячески оживляет любимые поезда.
#Хуманизация электропоезда #ЭД4М_0181
Каково это — учиться на машиниста, если ты девушка?
Соня два года училась в Московском колледже железнодорожного и городского транспорта. Как она
Спасибо директору, что однажды дал сломать систему и стать первой и единственной на весь колледж девчонкой.
Изначально абитуриентке
— Как зовут вашего мальчика?
— Какого мальчика? Поступаю я.
— Мы девушек не берём! Не тратьте моё время! Идите к директору и решайте всё с ним.
Девушка смело отправилась к директору вместе с членом приёмной комиссии. Тот пытался отговорить её, <<ссылаясь на хрупкое женское здоровье и репродуктивность>>. А вот директор молча выслушал Соню и сказал: <<Пусть попробует>>.
В августе 2018 года девушку зачислили на специальность <<Машинист локомотива>>. А вот гарантий трудоустройства не дали — профессия ведь ещё была под запретом.
Соня говорит, что за всё время учёбы она ни разу не слышала никаких упрёков и претензий ни со стороны одногруппников, ни со стороны преподавателей.
Многие, наоборот, только поддерживали.
И на вопрос о том, сложно ли приходится девушке в <<нетипичной>> профессии, Соня отвечает отрицательно.
В работе машиниста и помощника нет ничего такого, с чем бы не справилась девушка. У меня проблем ещё не было.
В посте, посвящённом концу обучения, девушка призналась, что так и не сдружилась с одногруппниками.
Слишком разные у нас были взгляды на жизнь и интересы, мы и не общались толком. Да и характер у меня такой, я не особо общительна.
Но, так или иначе, девушка с теплом вспоминает учёбу — и очень благодарна преподавателям и администрации, благодаря которым стала юным железнодорожником.
Кстати, после Сони в колледж начали принимать и других девушек, мечтающих о нетипичных для женщин профессиях.
После меня в двери КЖГТ на Каланчевке на курсы и факультеты, готовящие помощников машиниста, активно вошли учиться еще девушки.
За последние два года в колледже действительно стало больше студенток с <<неженскими>> специальностями. Так, Екатерина Левенчук в этом году завершила обучение и стала дипломированным техником. А на второй курс по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» перешли Василиса Кузнецова и Анна Орлова.
Что Соня планирует делать дальше?
Хотя запрет на профессию, по сути, уже сняли, в силу соответствующий приказ вступит с 1 января 2021 года. До этого Соня будет проходить практику в Московской дирекции скоростного сообщения.
А вот в 2021 году выпускница надеется выйти на работу — помощником машиниста в моторвагонном депо Лобня на Московской железной дороге. Неудивительно, что девушка очень ждёт наступления нового года.
В ожидании 2021.
Планы на будущее у девушки разнообразные и амбициозные. Во-первых, она надеется, что у неё останется время на рисование — и это хорошая новость для всех, кто уже подписался на неё в инстаграме.
Буду стараться совмещать творчество с работой. Буду рисовать в свободное время.
А во-вторых, хочет однажды выбраться и за пределы Московской железной дороги. Впрочем, пока это, скорее, мечты.
В будущем, может быть — кто знает — смогу и до <<Сапсанов>> дослужиться.
Если учесть, что ещё два года назад генеральный директор РЖД строил планы на женщин-машинистов для <<Сапсанов>>, шансы у Сони неплохие.
Кстати, недавно в соцсетях прославилась другая девушка, исполнившая не самую обычную мечту. 23-летняя Юля Слободянюк стала лётчицей и покорила интернет. Правда, некоторых комментаторов эта новость, скорее, напугала.
К сожалению, у некоторых людей до сих пор есть некоторое недоверие к женщинам за рулём и уж тем более за штурвалом. Так, в начале 2020 года пассажир <<Аэрофлота>> с ужасом рассказал о том, как ему попалась женщина-пилот. И у пользователей соцсетей его рассказ вызвал насмешки.