Аниматоры из Израиля попытались разобраться с YouTube из-за денег. Остались и без денег, и без фильма
Команда проекта Glued заметила странное падение просмотров у фильма, который она несколько лет назад лицензировала для Disney. Но попытки разобраться с этой ситуацией привели группу энтузиастов к ещё большим проблемам, полностью оставившим их без денег — но на границе суда с YouTube (правда, пока не очень понятно, на каких основаниях).
2 сентября пользователь Reddit под ником GLUEDmovie опубликовал запись в сабреддите известного американского видеоблогера Филлипа ДеФранко. В своём небольшом тексте авторы одноимённого короткометражного фильма Glued рассказали свою историю о том, как они внезапно начали терять деньги из-за публикации своего творения на YouTube.
Кто именно из авторов короткометражки стоял за публикацией текста на Reddit, неизвестно. На IMDb в числе авторов Glued указаны Гай Елназан (режиссёр и автор сценария) и Алон Тако (помощник режиссёра). Ещё два автора указаны в копии фильма на Vimeo: Даниель Лихтер и Сиван Котек (их роль в производственном процессе не называется).
По словам кинематографистов, стоящих за публикациями GLUEDmovie, свой фильм они сняли в 2012 году. Команда добавила, что это была отчётная групповая работа третьекурсников израильской национальной академия художеств — академии искусств «Бецалель». В 2016 году этот фильм победил в анимационной номинации кинофестиваля в украинской Виннице.
Сюжет пятиминутной короткометражки посвящён чрезвычайно заботливой матери, пытающейся отвадить своего сына от видеоигр и отправить его играть на улицу.
Копия «Приклеенного» (именно так фильм назывался в программе «Винницианского фестиваля») была загружена на YouTube осенью 2012 года. По данным пользователя GLUEDmovie, ролик с разной успешностью получал просмотры до зимы 2017 года. Однако 4 декабря прирост упал почти до нуля — всего за одну ночь, утверждают киношники.
Однако другая версия «Приклеенного» продолжила набирать просмотры: как отметили авторы короткометражки, это была лицензированная копия на одном из YouTube-каналов студии Disney. Конкретный канал в записи авторов фильма не называется, однако, вероятнее всего, это была страница Mickey Mouse. Помимо короткометражных лент самой Disney там также публикуются другие короткие фильмы, которые собираются в плейлист Disney Favorite.
По словам GLUEDmovie, кто-то из авторов «Прикленного» обратился «по-доброму» к Disney с просьбой убрать видео с их канала — тем более что соглашение о лицензировании контента к этому моменту уже истекло. Вскоре ролик действительно исчез с канала Disney, но количество проблем у команды выпускников Бецалеля стало только увеличиваться.
Сначала у собственного YouTube-канала кинематографистов отобрали монетизацию якобы из-за того, что загруженная копия их фильма была дубликатом чьего-то чужого творения. Затем они попытались воспользоваться своими привилегиями, полагающимися им по партнёрской программе YouTube, и связаться с кем-либо из представителей сервиса.
Авторы фильма отметили, что не получали каких-либо претензий от сторонних компаний или любых других владельцев YouTube-каналов. Они добавили, что представители самого YouTube не обращались к ним за доказательствами авторства — хотя в распоряжении GLUEDmovie имеются исходники фильма, датированные ещё 2011 годом (однако большая часть файлов имеет датировку за 2013 год, когда их копировали на другой носитель).
В комментариях на Reddit другие пользователи отметили, что «произвольный отказ в обслуживании с явно ложными заявлениями об отсутствии авторских прав у их подлинного владельца» давно стал стандартной процедурой среди работников YouTube.
В разговоре с комментаторами авторы «Приклеенного» добавили, что хотели бы избежать суда с YouTube, но параллельно изучают основания для легальных тяжб с этим дочерним подразделением Google. По их словам, претензии будут основываться не только на утрате дохода, но и на «настойчивости YouTube» в вопросе игнорирования авторских прав.
Случаи, в которых видеомейкеры лишаются доходов со своих видео, не редкость для YouTube. Аналогичный случай, очень похожий на ситуацию вокруг «Приклеенного», произошёл в 2015 году: тогда видеографу временно отключили монетизацию стокового ролика, который он лицензировал для Sony Music Entertainment. По его словам, разобраться в этой истории ему помогла не только вежливость, но и доступность всех документов.
После таких ситуаций многие контент-мейкеры начинают считать, что YouTube не подходит для серьёзного производства и публикации видео. В то же время на видеоплатформе Google продолжают расцветать самые неадекватные проекты — например, новый формат «мокрой распаковки». Это достаточно мерзко, но оторваться невозможно.
Или вот ещё — 13-летняя девочка пытается записывать ASMR-ролики, издавая тихо-приятные звуки вроде шелеста какой-нибудь обёрткой или стука ногтями по столу. Правда, мемная популярность возникла у этой девочки скорее из-за необыкновенных выражений её лица, каждое из которых достойно своего собственного YouTube-канала.