Почему Илон Маск поддержал Трампа? Потому что ему никуда от него не деться

Даниил Александров Даниил Александров

Владелец компаний Tesla, SpaceX, SolarCity и инвестор проекта Hyperloop Илон Маск стал едва ли не предателем в глазах многих клиентов и людей левых политических убеждений, после того как согласился быть консультантом новой американской администрации на общественных началах и поддержал некоторые её инициативы. Но в этом нет ничего личного, это просто бизнес.

Илон Маск — не просто предприниматель. Для миллионов американцев и людей по всему миру это икона индустрии и гуру. Все бизнесы, которыми занимается Маск, либо эксплуатируют <<зелёные>> технологии, либо призваны воплощать мечты человечества. Tesla — самый продаваемый в мире электромобиль, SolarCity — компания по производству и установке солнечных энергетических систем, SpaceX — мечта о частных полётах в космос и покорении Марса, а Hyperloop — электротранспорт, работающий от солнечных батарей, который в будущем сократит время в пути от одного океана до другого до пары часов. Если, конечно, вообще заработает.

Маск был кумиром для всех левых, поскольку активно развивал альтернативную энергетику. Поэтому не было ничего удивительного в том, что он поддерживал на выборах Хиллари Клинтон и агитировал против Дональда Трампа. А вот после выборов произошло нечто очень странное с точки зрения поклонников предпринимателя. Он вдруг стал сотрудничать с Трампом. И не просто сотрудничать — он стал поддерживать его политику.

Как пишет Huffington Post, Илон Маск был приглашён войти в состав Форума по стратегической политике, своего рода консультационного совета при президенте. Вместе с ним туда попали совладелец Uber Тревис Каланик и директор PepsiCo Индра Нуи. Правда, из-за несогласия с внутренней политикой Каланик из Uber вскоре объявил, что помогать правительству не будет. А Маск согласился. Кроме того, он вошёл в состав Совета по промышленности, за компанию с основателем Dell Майклом Деллом.

Маск сразу же взялся за дело всерьёз. Или, по крайней мере, ему так кажется.

<<Пожалуйста, прочитайте указ об иммиграции. Дайте знать, если есть конкретные поправки. Буду пытаться устроить совещание и прийти к консенсусу>>.

В реплаях Маска риторически спросили, действительно ли он собирается собрать возможные поправки к президентскому указу в твиттере. А также обратили его внимание на то, что указ Трампа — это не что-то в целом классное, к чему может быть несколько маленьких поправок.

Но Маск стал защищать политику президента. Вот, например, он ретвитит сообщение, в котором говорится, что указ об иммигрантах и беженцах вовсе не так уж плох, как о нём говорят.

<<Читать источник лучше, чем читать мнение других людей об источнике>>.

Всё это, а также то, что владелец Tesla поддержал назначение главой Госдепа бывшего директора ExxonMobil Рекса Тиллерсона, вызвало недоумение и гнев подписчиков, да и вообще поклонников Илона Маска. Как так — самый <<продвинутый>> и <<зелёный>> бизнесмен — и вдруг стал другом такого <<плохого парня>>, как Трамп. Но дело, кажется, в том, что у Маска нет другого выхода. Потому что без правительственных денег, кто бы это правительство ни возглавлял, его бизнесу — конец.

SpaceX едва не стала банкротом, и обязательно стала бы, если бы в 2008 году не получила правительственный контракт на разработку стартовых ступеней. Весь этот бизнес, включая планы насчёт Марса, держится только на том, будут ли NASA и министерство обороны покупать двигатели и ракетоносители Маска.

Tesla перестала расти и только в прошлом году показала прибыль во II и III кварталах (про четвёртый скоро станет известно), да и то надо понимать, что прибыль эта целиком зависит от налоговых субсидий, которые администрация Трампа, известная нелюбовью к <<зелёным>>, может и отнять.

SolarCity — до сих пор глубоко убыточная компания, при том, что на всю её продукцию распространяются налоговые льготы, и от банкротства её спасло только то, что Маск выкупил её долю сам у себя: акции SolarCity купила за 2,6 миллиарда долларов Tesla, которая сама едва дышит в финансовом смысле.

Если индустрия солнечной энергетики и электромобилей лишится налоговых льгот, а в космосе Трамп пойдёт на более широкое сотрудничество с русскими, бизнес Маска просто умрёт. Поэтому ситуация для него сложилась тяжёлая, но очень простая. Жертвовать надо либо имиджем в глазах левых и либералов, либо бизнесом. Маск выбор сделал.

В прошлом году издание Motherboard обратило внимание на то, что основатель Tesla Motors и SpaceX Илон Маск не подписан ни на одну женщину в твиттере, и обвинило его в сексизме.