Хозяйка магазина, работающего уже 1020 лет, раскрыла секрет успеха. Он сделает больно любому бизнесмену

Милана Бородина Милана Бородина

(без названия)

Магазину из Японии исполнилось 1020 лет, и хозяева не собираются сбавлять обороты. Они с лёгкостью делятся секретом своего бессмертного предприятия, правда, чтобы повторить их опыт, придётся забыть о прибыли и постичь дзен.

Рассказы о поразительно вкусных поджаренных моти в маленьком магазинчике из кедрового дерева у стен старого храма в Киото передаются из поколения в поколение. Как передаётся и сама закусочная: члены семьи Хасэгава 1020 лет стараются поддержать традиционными японскими сладостями и вкусными напитками усталых паломников, прибывающих со всей Японии, пишет The New York Times.

История успеха этой семьи впечатляет даже на фоне экономических подвигов маленького американца, который в восемь лет успел спасти свою семьи от нищеты и заработать первый миллион, или русского блогера, поразившего людей своим способом разбогатеть при помощи банкомата.

(без названия)

Поставив традиции и стабильность выше прибыли, владельцы магазинчика <<Ичива>> пережили войны, эпидемии, стихийные бедствия, взлеты и падения империй. Несмотря на все это, лепешки из рисовой муки остались прежними. На протяжении большей части истории <<Ичивы>> женщины семьи Хасэгава готовили сладкую закуску более или менее одинаково.

Они варили рис в родниковой воде из небольшого колодца, который находился прямо в подвале магазина, растирали его в пасту, а затем формировали из него шарики, которые осторожно поджаривали на деревянных шампурах над маленькой чугунной печью хибати.

(без названия)

Карамелизованная поверхность рисового теста смазывалась сладкой пастой мисо. Десерты подавались посетителям храма только горячими, потому что остывшие моти теряли свой особый вкус.

(без названия)

Правда, в XX веке <<Ичива>> сделала несколько уступок современности. Местный департамент здравоохранения запретил использование колодезной воды, так что пришлось подключиться к системе водоснабжения. Вместо людей тесто для моти готовит машина, спрятанная на кухне.

Всё остальное осталось прежним. Семья госпожи Хасэгава не гонится за прибылью и не расширяет меню: в нём, как и тысячу лет назад, можно найти только моти и зелёный чай. Компания раз за разом отказывается от новых возможностей.

Совсем недавно Наоми Хасэгава с почтительным поклоном отказала представителю Uber Eats, который предлагал начать онлайн-доставку рисовых пирожков.

(без названия)

Из-за верности традициям госпожа Хасэгава не беспокоится о финансах своего предприятия.

Чтобы выжить в течение тысячелетия, бизнес не должен просто гнаться за прибылью. У него должна быть высшая цель. В случае <<Ичивы>> — это религиозное призвание: служить паломникам храма.

Хотя госпожа Хасэгава не может документально подтвердить точную дату основания закусочной, и правительство, и историки подтвердили момент открытия <<Ичивы>> в 1000 году. На присвоение такого почётного статуса повлиял и магазин-конкурент, расположенный напротив. Несмотря на соперничество, семья, владеющая им, сделала всё, чтобы помочь соседям.

(без названия)

Япония — это сверхдержава старого бизнеса. В стране проживает более 33 тысяч человек, которые владеют бизнесом, начатым в начале XX века. Более 3100 человек продолжают семейное дело, начатое по меньшей мере два столетия назад. 140 семей <<в деле>> больше 500 лет, и по меньшей мере 19 человек утверждают, что их семейные предприятия непрерывно функционируют с первого тысячелетия.

Закусочная в Японии работает 1020 лет и закрываться не собирается.

Почетный профессор бизнеса Университета Рюкоку в Киото по имени Кэндзи Мацуока говорит, что принципы работы этих компаний отличаются от всего, чему учит экономика.

Главный приоритет — не прибыль, не расширение, а преемственность. Главное — передать эстафету. Каждое поколение — это бегун, который ждёт тебя впереди.

Такие секреты бизнеса и вправду бы с трудом сработали на Западе. Стоит посмотреть видео тиктокера из Канады, который спрашивает у жильцов роскошных особняков, кем они работают. Ответы удивляют, хотя владельцев закусочных среди них всё же нет.

Другой тиктокер показал, как с помощью математики научиться экономить так, что выход нового айфона не будет каждый год казаться ударом по самому слабому месту.