Патриотические клубы, большинство из которых действует в Гродно, готовят несовершеннолетних боевиков, готовых бороться за <<самую сильную нацию в мире>>, то есть за русских.
Пока сторонники Новороссии на территории Донецкой и Луганской областей ищут способ продолжить бороться за независимость этих территорий от Украины, в Белоруссии постепенно набирает силу движение, которое называет себя патриотическим, но вкладывает это немного иной смысл, чем правительство страны. В западных областях действует несколько клубов для детей и молодежи, которые воспитывают в своих адептах любовь к православию, русскому языку и русской национальности, называя белорусскую культуру и язык <<литвинством>>. Репортаж об этих клубах опубликовало в понедельник 2 ноября оппозиционное издание <<Белорусский партизан>>.
Журналисты прошлись по социальным сетям и обнаружили там несколько сообществ соответствующей тематики, а затем пообщались с их организаторами, с православными священниками, которые окормляют воспитанников патриотических клубов и даже сотрудниками белорусской милиции, которые принимают участие в деятельности организаций, активность которых зачастую находится на грани законности.
Так, <<военно-православные патриотические>> организации <<Дружина>> и <<Славяне>> фактически проводят военизированные учения под руководством инструкторов, называющих себя казаками, при участии несовершеннолетних, которых здесь называют <<кадетами>>. За учениями следят офицеры милиции. Например, на этой фотографии, где мальчишек, которых называют <<черные береты>>, есть майор Павел Найда (на заднем плане слева, в синей шапке). В руках у <<кадетов>> автоматы Калашникова, переделанные для страйкбола. Однако, как свидетельствуют записи в соцсетях, взрывчатка на учениях применяется настоящая.
Создатели клубов <<Славяне>> и <<Дружина>> лейтенант милиции Денис Мишкель и протоиерей Гродненской епархии Евгений Павельчук.
Сам Павельчук оправдывает обучение несовершеннолетних в боевых организациях националистической направленности так:
<<Мы учим детей патриотизму, патриотизму белорусскому, — сказал Павельчук, — и если вы оцениваете эту работу только по картинкам в интернете, то это не правильно. Нужно знать работу клубов изнутри. Нам обидно, что вы обвиняете нас в том, в чем мы не виноваты. Мы готовим верующих граждан Беларуси>>.
Другой священник, принимающий участие в духовном воспитании <<черных беретов>>, иерей Александр Пастерняк, так обращается к ученикам со страниц портала Church.by:
<<Мы ждем плодов, надеемся, что все вы вырастите достойными воинами Христа>>.
В группах соцсетей, где координируется деятельность клубов, часто встречаются националистические лозунги, встречается даже реклама организации давно запрещенной в России и даже формально расформированной — <<Русского национального единства>>, одного из самых одиозных общественных националистических движений с силовым уклоном, родом из начала 1990-х годов.
Речь в группах часто идет о будущем присоединении к России, о <<казачестве>>, которого реально ни на территории Гродненской области, ни вообще на западе Белоруссии никогда не было. При этом Гродненская область — самый католический регион Белоруссии, поясняют авторы статьи. Православных здесь меньше, чем в других областях, однако активность местной епархии РПЦ — очень высока.