Трое никак не связанных друг с другом людей из США совместно сыграли в обыкновенный тетрис, отправляя друг другу команды с помощью энцефалографа и магнитных импульсов. Игра состоялась в ходе эксперимента, организованного учёными университета в штате Вашингтон. Но результат этого безобидного опыта заставит вас прикупить шапочку из фольги.
Исследователи из университета штата Вашингтон опубликовали новый способ человеческого взаимодействия, который нельзя назвать иначе, чем обмен мыслями. Проект получил название BrainNet (<<Мозговая сеть>>), а всё потому, что в рамках научного исследования люди получают возможность почти телепатически общаться друг с другом, пишет Motherboard.
В эксперименте приняли участие три человека, двое из которых стали отправителями информации, а один — получателем. Все подопытные находились в отдельных комнатах и были подключены к энцефалографам, которые измеряли активность их головного мозга.
Получателю информации досталось немного больше. Его мозг подвергался постоянному воздействию магнитных импульсов с помощью аппарата транскраниальной стимуляции, но это уже детали.
Главная задача эксперимента была предельно простой — участникам предстояло сыграть в обычный тетрис, ту самую головоломку, где поле нужно заполнить геометрическими фигурами, не оставляя свободных клеток.
Как в своём отчёте объяснили исследователи, два отправителя видели весь экран целиком, а получатель смотрел на тетрамино только во время их падения, то есть не видел дна, где они приземлялись. Чтобы выиграть, первые два испытуемых должны были направлять третьего и сообщать ему, как правильно повернуть фигуру.
Именно на этом этапе эксперимента и происходила телепатия. Всё начиналось с экрана, который видели отправители.
Вы желаете повернуть эту деталь?
Если человек выбирал положительный ответ, то фокусировал свои глаза на левой стороне экрана, которая в этот момент мерцала с частотой 15 герц. Мозг подопытного реагировал на изображение, испуская определённые волны, которые в свою очередь принимал энцефалограф.
Затем аппарат отправлял данные устройству, к которому был подключён получатель. И тут человек-<<приёмник>> уже должен был распознать магнитные импульсы, посылаемые ему в мозг, и выбрать, стоит ли повернуть фигуру.
Процесс, во время которого человек с помощью мозга ощущает безболезненный магнитный импульс, непосвящённым может напоминать магию. Однако, по словам учёных, всё гораздо проще. Если отправитель посылал сигнал о том, что тетрамино следует перевернуть, в поле зрения принимающегося появлялось световое пятно. Оно и служило сигналом для поворота блока.
Эксперимент осложнял тот факт, что отправителей было двое и жестокие учёные специально просили людей посылать разные предложения получателю. Впрочем, принимающий человек почти никогда не ошибался и мог распознать, кто из собеседников врёт, а кто говорит правду.
Несмотря на вмешательство специалистов, испытуемые смогли завершить игру со средней точностью 81,25 процента. По замечанию исследователей, это даже точнее, чем если бы рядом с подопытным стоял его друг и прямо в ухо вопил, следует ли повернуть деталь.
Хотя до сих пор возможности разработки достаточно ограничены, специалисты уверены, что изобретение стало первым шагом на пути к бессловесному общению в будущем.
Используя информацию, предоставленную мозгом другого человека, получатель может научиться различать её достоверность и выбрать более надёжного отправителя. Это делает подобный информационный обмен похожим на реальную социальную коммуникацию, приближая нас к <<мозговой социальной сети>>.
Пока американцы экспериментируют с мозгом, учёным из Японии теперь даже не надо совершенствовать навыки создания новой техники. Для этого у них есть робот-строитель, и он уже может сделать вам ремонт.
А вот российские технологи заинтересованы не в железных машинах, а в людях. Недавно начальник департамента информационных технологий рассказал, что к 2025 году у 80 процентов россиян появятся цифровые портреты. И, похоже, в этой базе данных будет каждый успех и провал человека.