Накрутки, проплаченные отзывы и <<разговор с YouTube>>. Как фильм <<Крым>> стал главным киноскандалом года

Даниил Александров Даниил Александров

Фильм <<Крым>> режиссёра Алексея Пиманова преследуют скандалы. Сначала продюсеров обвинили в накрутке рейтинга картины на сайте <<Кинопоиск>>, затем были обнаружены платные рецензии, а негативные отзывы с крупнейшего российского портала о кино были удалены. Режиссёр выложил видео, якобы снятое скрытой камерой, где он разговаривает с приложением YouTube и обвиняет во всём ботов. Прокатчики объявили о рекордных сборах, но очевидцы утверждают, что залы кинотеатров пустуют.

Фильм <<Крым>> снял журналист Алексей Пиманов, бывший ведущий программы <<Человек и закон>>, президент телеканала <<Звезда>>. Сюжет картины о любви молодого человека и девушки противоположных политических взглядов, разворачивается на фоне событий весны 2014 года, когда Крым вошёл в состав России. В широкий прокат фильм вышел 28 сентября 2017 года. В течение первой недели показ <<Крыма>> сопровождали скандалы.

Сначала руководство сайта <<Кинопоиск>> обвинило продюсеров или связанных с ними лиц в накрутке рейтинга ожидания. По версии главного редактора ресурса Елизаветы Сургановой, были массово взломаны аккаунты пользователей и выставлено 70 тысяч фейковых оценок.

После выхода фильма на <<Кинопоиске>> появились низкие пользовательские оценки. Рейтинг на выходных был в районе 2,3 балла, <<Крым>> оценивали на уровне самой провальной картины 2016 года — <<Взломать блогеров>>. В твиттере выложили такой скриншот:

В понедельник рейтинг на <<Кинопоиске>> вырос примерно до 2,5. На американском сайте IMDb рейтинг фильма близок к минимально возможному — единице.

Блогеры обратили внимание, что на странице <<Крыма>> на <<Кинопоиске>> пропали все отрицательные рецензии.

На момент написания этой заметки на сайте появилась одна рецензия, отмеченная как <<отрицательная>>, но фильм она хвалит.

Алексей Пиманов доказал, что не зря ест свой хлеб как постановщик и создатель известнейшей документальной телепередачи о нечистых на руку дяденьках, которых он беспощадно разоблачает, телепередачи, которая, как ни странно, учитывая её тематику, уже не первый десяток лет выходит на Первом канале. Или не выходит. Кому до него было дело, пока он не зашёл на чужую территорию?

Все рецензии на сайте — многословные, написаны в одном стиле, пытаются <<взвешенно>> оценить фильм, но в итоге все приходят к выводу, что его стоит посмотреть. У каждой — профессиональный заголовок. Например:

На соответствующих сайтах пользователи твиттера нашли заказы на положительные комментарии к фильму за деньги. Указаны фамилия режиссёра и тема. Отзыв от 75 знаков стоит 18 рублей.

29 сентября на YouTube было выложено видео, якобы снятое скрытой камерой, в котором режиссёр Алексей Пиманов говорит с кем-то по телефону и объясняет, что в низких оценках и прочих неприятностях виноваты <<боты>> и это <<провокация>>. Но он не унывает.

Слушай, ещё раз говорю, люди наши настолько умные, сходят, конечно. Они уже пошли! Всё будет нормально. Да потому что мы знали, на что шли. Конечно, они будут сопротивляться.

Оригинал видео в понедельник 2 октября был удалён с YouTube, но пока что остались его копии.

Журналисты сразу обвинили Пиманова в том, что <<скрытая камера>> снимала его специально, с его же ведома, а ролик — вирусная реклама фильма.

На одном из кадров, когда Пиманов заканчивает разговор и отнимает трубку от уха, пользователи разглядели, что на смартфоне запущено приложение YouTube. То есть режиссёр не разговаривает с конкретным абонентом, а, возможно, только изображает разговор.

При этом по итогам первого уик-энда сайт <<Кинобизнес>> назвал <<Крым>> самым успешным фильмом в российском прокате. Если верить данным в таблице, только в день премьеры картина заработала больше 25 миллионов рублей.

К понедельнику 2 октября сборы составили уже 161 миллион рублей, это на 10 миллионов больше, чем заработала картина  <> за тот же период. При средней цене билета 200 рублей это означает, что <<Крым>> смотрели в среднем 200 тысяч человек в день, то есть 133 человека на один зал в день. Однако зрители относятся к этой информации с недоверием.

TKSAG зашёл на сайт нескольких кинотеатров и убедился, что предварительно на сеансы <<Крыма>> в понедельник билеты почти не продавались. Вот как выглядит зал одного из кинотеатров в центральном районе Петербурга через пять минут после начала сеанса.

А вот другой зал за 20 минут до начала.

По данным <<Кинобизнеса>>, фильм <<Крым>> вышел в российский прокат рекордным числом копий: 1 500. Для сравнения, у фильма <<Аватар>> их было 1 350. Последний большой отечественный фильм, снятый по госзаказу, <<Время первых>>, вышел в прокат одновременно на 1 200 носителях.

До сих пор самым скандальным режиссёром, работавшим в России, был Сарик Андреасян, снявший провалившийся в прокате фильм «Защитники». Последнее его достижение — постер новой картины на английском языке с грубой ошибкой (когда ему на неё указали, сказал, что просто не будет её исправлять).

Сарик Андреасян часто становится объектом насмешек в интернете. Например, когда ищет себе в команду художников мирового уровня, но не собирается им платить. Или утверждает, что провалившийся в прокате фильм «Защитники», на который не особо хотели идти даже его создатели, «взорвал интернет» и сделал из него «полноценного голливудского режиссёра».