<<Нику>> получил фильм Алексея Германа <<Трудно быть Богом>>

TKSAG TKSAG

В Москве состоялось вручение национальной кинопремии <<Ника>> за 2014 год. Вопреки ожиданиям главная кинопремия России досталась не нашумевшему <<Левиафану>> Звягинцева о жизни в современной России, а картине Алексея Германа <<Трудно быть богом>>, которая, впрочем, не менее актуальна.

XXVIII  церемония награждения Национальной кинопремией <<Ника>> завершилась поздним вечером 31 марта в Московском государственном театре <<Русская песня>>.  <<Лучшим игровым фильмом>> стала картина Алексея Германа <<Трудно быть Богом>>. На победу в главной номинации, помимо ленты Германа,  претендовали <<Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына>> Андрея Кончаловского, <<Дурак>> Юрия Быкова, <<Испытание>> Александра Котта, <<Левиафан>> Андрея Звягинцева. Герман, скончавшийся в феврале 2013 года, также удостоен награды за лучшую режиссерскую работу. Награду получал Алексей Герман-младший и вдова режиссёра Светлана Кармалита.

Из 10 заявленных номинаций <<Трудно быть Богом>> собрал семь, став рекордсменом 28-ой церемонии вручения <<Ники>>. В частности – премию за лучшую мужскую роль получил Леонид Ярмольник, сыгравший в «Трудно быть богом» роль дона Руматы Эсторского.

<<Понимаю, что это только отчасти моя «Ника». Она — больше Германа. Многим из тех, кто досмотрел фильм до конца, он показался скучным и грязным. Но есть те, кому он кажется он гениальным. Мир можно спасти, не воюя, а что-то меняя в головах людей, а вот это умел делать Герман>>, – цитирует слова Леонида Ярмольника <<МК>>. Фильм создавался более 15 лет. В интервью актер не раз признавался, что работа с Германом-старшим были, <<возможно, самой счастливой порой>>.

А вот картина Андрея Звягинцева <<Левиафан>>, которой пророчили победу из 11 номинаций собрала только две. <<Нику>> за лучшую мужскую роль второго плана получил Роман Мадянов, а лучшей актрисой признали Елену Лядову («Левиафан»). Об этом режиссер сообщил на своей странице в twitter.

Снимок экрана 2015-04-01 в 10.54.43

Ранее продюсеры фильма <<Солнечный удар>> Никиты Михалкова, получившего премию <<Золотой орел>> как лучший фильм года, сняли картину со всех номинаций <<Ники>>.

Всего в этом году на премию было выдвинуто 114 картин, среди них 43 игровых, 40 неигровых и 28 анимационных, как сообщал ранее ТАСС директор <<Ники>> Игорь Шабдурасулов.

Награду за лучший неигровой фильм вручили картине <<Коктебельские камешки>> режиссера Андрея Осипова, о Максимилиане Волошине. Ранее эта картина победила и на фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге в номинации <<Фильм, достойный государственного хранения>>.

Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии признали украинскую ленту «Племя» режиссера Мирослава Слабошпицкого.

В номинации <<Открытие года>> наградой был отмечен молодой режиссер Иван Твердовский-младший за фильм <<Класс коррекции>>.

Еще до начала церемонии были объявлены обладатели почетных наград. Лауреатом «Ники» в номинации «Честь и достоинство» стала Лия Ахеджакова. Основатель Музея кино Наум Клейман награжден за вклад в кинематографические науки, критику и образование, сценарист Юрий Клепиков — за выдающийся вклад в отечественный кинематограф.

Напомним, премия <<Ника>> учреждена Российской академией кинематографических искусств и вручается с 1988 года. Победители получают статуэтки крылатой богини победы (скульптор – Сергей Микульский). Основатель и художественный руководитель <<Ники>> – режиссер Юлий Гусман. Президент киноакадемии <<Ника>> – режиссер Андрей Кончаловский.

МНЕНИЯ О ФИЛЬМЕ <<ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ>>

02

Леонид Ярмольник: «Когда мы начинали снимать, очень хотели ко вторым выборам Путина успеть. Казалось, очень важно это сделать, чтобы избиратель понимал, что его ждет. Считалось, что Герман снимает кино про Путина, а Румата — это Путин. К счастью, мы к выборам не успели… Да, кино у нас получилось мрачное. Оно о неспособности людей изменить историю; а ведь десять лет назад не было так страшно жить, как сегодня. Будто какой-то заговор людей… против самих себя. Ничего не изменилось со времен Средневековья, к сожалению. Но ведь это еще и такая Библия, энциклопедия того, как надо и как ни в коем случае не надо поступать! Кино о том, почему бессмысленно переделывать нашу цивилизацию, и о том, почему нельзя этим не заниматься».

Георгий Ковалев, эссе <<Румата против Ланнистеров>>:

<<Сложно придумать настроение более русское. Еще несколько дней назад казалось, что «Трудно быть богом» не совпал с текущим моментом. Но теперь так уже не кажется. Впечатление старомодности было обманчивым — этот фильм где-то вне времени. Средневековье сегодня принято поминать и в комментариях к дичайшим новостям из ленты Breaking Mad и других ресурсов схожего толка — примерно в той же интонации, что американские нищие с табличками The End Is Night… «Трудно быть богом» — это не только про двадцатый век, но еще и для двадцать первого. Пошло сравнивать этот фильм с эпитафией, но выходит так, что именно эту миссию в наследии Германа он и выполняет>>.