Патриарх Кирилл запретил диакона Кураева в служении. Теперь его дальнейшую судьбу будет решать церковный суд. А попал в немилость Андрей Кураев не как священник, а как довольно популярный блогер — его пост о погибшем от коронавируса настоятеле стал последней каплей для руководства РПЦ.
Указ, запрещающий диакону Андрею Кураеву служить в церкви, патриарх издал 29 апреля. Его текст появился на официальном сайте Московской епархии. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объяснил, что Кураев оскорбил память протоиерея Александра Агейкина — 21 апреля он умер от коронавируса.
«В связи с публичным оскорблением Вами памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, <…> Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний».
Но самого Андрея Кураева это, кажется, не сильно озаботило. В интервью изданию «Подъём» он объяснил, что сана его ещё не лишили, а в последние дни случались и более печальные события.
«Честно говоря, настоящее печальное событие сегодняшнего дня — это не мелочи моей жизни, а то, что скончался замечательный священник отец Георгий Бреев. Замечательный пастырь, человек, который когда-то давал мне рекомендацию в семинарию. Вот это вот гораздо печальнее. Смерть отца Георгия меня расстроила гораздо больше».
Смерть именно этого священника диакон Кураев выделил неслучайно. Судя по его же словам, кончина протоиерея Агейкина его, например, не расстроила. Именно за это он и навлёк на себя гнев патриарха Кирилла.
В своём блоге в LiveJournal (который он по-прежнему активно ведёт в 2020 году) Андрей Кураев резко отозвался о погибшем. Диакона возмутило то, что Александр Агейкин пропагандировал «эпидемию бесстрашия». То есть, предлагал не бояться коронавируса и продолжать ходить в церкви.
«В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса. Он успел внести свой вклад в эпидемию бесстрашия. «За века церковь накопила богатейший опыт противодействия эпидемиям. Эпидемия черной смерти-чумы была остановлена молитвой».
В фейсбуке Кураев выразился немного сдержаннее, но никакого сожаления о смерти священнослужителя всё равно не высказал.
Первая смерть среди московских клириков. В больнице в Лапино умер протоиерей Александр Агейкин, настоятель Елоховского кафедрального собора.
А ведь я обращал внимание семинаристов, что эпидемия освободит много мест.
Андрей Кураев уже давно критикует действия Русской православной церкви, так что пост был лишь одним из многих критических выпадов. Например, диакону очень сильно не понравилась мозаика в новом храме Минобороны. Возможно, зря, ведь в ней скрыта метафора, достойная восхищения — но, надо сказать, даже Путин её не оценил.
Тем временем в российском духовенстве произошёл небольшой раскол. Официально священникам нужно быть осторожнее в связи с коронавирусом — не ходить на службы и соблюдать меры безопасности. Но соблюдают указания не все: Иван Охлобыстин, например, вообще решил, что церковь — это то, ради чего стоит умирать.