Почему сериал <<Слово пацана>> вызывает споры. Зрители разглядели в шоу романтизацию уличного беспредела

Светлана Романова Светлана Романова

Почему сериал "Слово пацана" вызывает споры. Зрители разглядели в шоу романтизацию уличного беспредела

Сериал <<Слово пацана. Кровь на асфальте>> о молодёжных группировках в Казани в конце 1980-х вызывает споры в рунете. Одни зрители с нетерпением ждут продолжения истории о 14-летних Андрее и Марате, связавшихся с уличной бандой. А другие опасаются, что <<Слово пацана>> может романтизировать образ уличных беспредельщиков.

Осторожно, материал содержит небольшие спойлеры.

О чём сериал <<Слово пацана>>. <<Слово пацана. Кровь на асфальте>> — новый сериал режиссёра Жоры Крыжовникова, который вышел в ноябре 2023 года. Действие ностальгической драмы происходит в конце 1980-х годов в Казани, главный герой тихий 14-летний школьник Андрей заводит дружбу с ровесником Маратом и вслед за ним попадает в молодёжную группировку <<УКК>>, то есть <<Универсам Короли Казани>>. Сам Марат — младший брат местного <<автора>>, то есть авторитета, Вовы (Иван Янковский), который теперь служит в Афгане.

Слово пацана
Андрей в исполнении Леона Кемстача

В 1970-е и 1980-е в Казани и Татарской АССР процветали молодёжные банды, состоявшие из несовершеннолетних и вчерашних школьников. Они сбивались в группы, устраивали драки стенка на стенку, придумывали себе клички и <<лили кровь за асфальт>>, то есть отстаивали свою территорию. Хотя похожие социальные процессы происходили и в других регионах, кажется, в Казани они были наиболее многочисленными и даже получили название <<Казанский феномен>>. Именно это время художественно переосмысливается в провокационном сериале <<Слово пацана>>.

Слово пацана
Вова в исполнении Ивана Янковского

Андрея засасывает в мир уличных беспредельщиков, в котором все делятся на <<ровных пацанов>> и <<чушпанов>>. Чтобы попасть в <<УКК>>, надо <<дедам>> показать, что ты достоин — доказать, что за тобой нет <<зихеров>> (провинностей) и пролить первую кровь в драке один на один с членом банды. Этот мир кажется опасным и жестоким, но привлекательным, ведь за ним сила. На контрасте с ним официальные представители власти — нелепый вожатый и хрупкая, тихая сотрудница милиции — кажутся бессильными и не внушают чувства защищённости.

Марат стал для Андрея проводником в мир группировок и стёр для него грань между <<можно>> и <<нельзя>>. Но с первой серии заметно, что сам Марат только наслаждается игрой в настоящего пацана и от чувства вседозволенности. Однако он робеет в компании приятеля своего брата и не особо стремится на настоящую <<делюгу>> (преступление, совершаемое несколькими лицами), куда его зовут старшие <<пацаны>>.

Слово пацана
Марат в исполнении Рузиля Минекаева

Кажется, что молодых парней и совсем ещё школьников держит вместе чувство общности, нужности и силы. Однако внутри банды действуют свои строгие порядки и иерархия, нарушать которые нельзя. Обретая свободу от общественных запретов при вступлении в группировку, человек лишается свободы быть самим собой, показывать слабость и отказываться от насилия. А уйти из банды просто так нельзя.

Почему <<Слово пацана>> вызывает споры о романтизации уличного беспредела. С первых серий сериал привлёк к себе внимание зрителей и вызвал дискуссии в Сети. Часть пользователей рунета хвалят <<Слово пацана>>, разбирают сериал на фрагменты и цитаты. Они считают, что у Жоры Крыжовникова получилось создать портрет потерянного молодого поколения конца 80-х, живущего в преддверии распада СССР и сбивающегося в уличные банды. Зрители оценили закрученный сюжет, пусть и с некоторыми логическими дырами.

Однако сериал также вызвал у зрителей беспокойство из-за привлекательного образа уличных группировок, в которых всё держится на иерархии и культуре насилия. По мнению критиков из Сети, <<Слово пацана>> романтизирует беспредельщиков, <<ровных пацанов>>, которые решают проблемы силой и держат <<чушпанов>> в страхе, а также навязывает идеалы блатной романтики. Ведь уже в первой серии чётко противопоставляется образ тихого Андрея и образ Пальто (кличка Андрея в банде) — его уже не пугает даже постановка на учёт в милицию, а <<привод>> считается поводом для гордости. Комментаторы опасаются, что популярный сериал может спровоцировать рост детской преступности.

Происходящее на экране овеяно дымкой ностальгии, а картинка позднего СССР эстетизирована благодаря операторской работе, удачной подборке саундтреков и стилизации шоу. Всё это завораживает и создаёт ложные положительные представления о мире мелкой преступности, хулиганства и ОПГ. Пользователи Сети напоминают, что разборки банд нередко оканчивались травмами и смертью.

Но стоит отметить, что зритель видит мир глазами Андрея, который только-только вкусил уличной романтики и заработал уважение от <<ровных пацанов>>. К тому же, уже в конце третьей серии сериала жестокий случай с мальчиком по кличке Ералаш повышает градус мрачности. Возможно, в дальнейших сериях неприглядная и жестокая сторона уличной жизни больше раскроется перед зрителем. К тому же, некоторые зрители уже сейчас пишут, что <<Слово пацана>> вызывает чувство отторжения к преступной жизни.

Ранее TKSAG рассказывал, как героиня картины <<Невеста поневоле>> попала в мем. На пикчах одаривает убийственным взглядом собеседников.