В США произошла история, которая могла бы стать сюжетом какого-нибудь сериала про киберпанк, который мы заслужили. Пользовательница твиттера рассказала о том, что умер её друг, но она не знала об этом, как и о том, что он вообще смертельно болен. Посты об этом ей не показывала <<умная>> лента в фейсбуке.
Дизайнер Карин Вайнио из Вашингтона рассказала печальную историю о том, как алгоритм фейсбука помешал ей узнать о смерти друга. <<Умная>> лента просто не показывала Карин посты о том, что её знакомый находится на грани смерти.
Всем, кто работает в социальных сетях, мне нужно поделиться с вами историей о друге, который умер, а я не знала об этом из-за алгоритмов.
Девушка рассказала, что познакомилась со своим виртуальным знакомым на одном из игровых форумов и они больше 15 лет поддерживали дружеские отношения в фейсбуке. Однажды им даже удалось встретиться вживую, и, по словам Карин, она вскоре должна была ещё раз отправиться к другу в гости.
Но её знакомый внезапно попал в больницу, о чём написал ещё в ноябре. Она перепроверила несколько раз и поняла, что никогда не видела поста об этом. Хотя знакомый просил помощи — ему нужен был инсулин.
Я проверила ленту и убедилась, что в ноябре он делал запись о том, что находится в больнице. Но я этого не видела.
Карин заверила, что она всегда дотошно проверяет ленту фейсбука, поэтому то, что ей не показали пост о болезни друга, она считает не случайным.
Другие друзья подтвердили, что они тоже не видели этого поста. Мы все в шоке. Мы не знали о болезни и не могли помочь.
Теперь девушка расстроена мыслью о том, что друг мог решить, будто знакомые были равнодушны к его смертельной болезни, тогда как на самом деле лента просто не показывала его посты. Карин считает, что это связано с тем, что соцсеть старается демонстрировать пользователям только позитивный контент, а посты о чём-то грустном прячет.
Подписчики подтвердили, что и с ними алгоритм фейсбука проделывал подобные вещи. Например, один из пользователей рассказал, что лента не показывала пост о его подруге, которую расстреляли во время концерта в Лас-Вегасе. О происшествии он случайно узнал от знакомых.
И это не единственный пример. Ещё несколько человек заявили, что <<умная>> лента скрывала посты от друзей, с которыми приключалась беда. \
Уверен, похожая ситуация убила моего друга. Он собирал деньги на инсулин через GoFundMe, но ни я, ни мои друзья не видели его постов об этом. В итоге он умеркогда до конечной цели не хватало всего 50 долларов. Соболезную вашей утрате, которая осложнилась ещё такими эзотерическими обстоятельствами.
Свидетелям этой истории теперь остаётся только грустно шутить о жестокости технологий, пришедших в нашу жизнь.
>2017: человек умирает в больнице, но алгоритмический фид даже не показал друзьям его посты о проблемах со здоровьем.
>2022: человек умирает, но машина продолжает генерировать посты в его стиле от его имени.
>2027: не имеет значения, жив ли ты: машина продолжит тебя, станет тобой.
В самом фейсбуке пока ситуацию не прокомментировали. Однако социальная сеть уверяет, что за работой алгоритма стоят серьёзные исследования.
Наша цель — создать совершенную индивидуальную газету для каждого человека в мире, — говорил Марк Цукерберг в 2014 году. — Мы стараемся персонализировать ленту и показывать только самое интересное для вас.
По словам представителей компании, алгоритм фейсбука <<учитывает буквально тысячи переменных>> — и может предугадать, поставит ли пользователь «лайк, кликнет ли на публикацию или прокомментирует её, отметит как спам>>.
Точнее, алгоритм в определённой степени предсказывает одно из этих действий. Предсказание засчитывается единой цифрой, называемой «счёт релевантности», которая характерна для вас и этой публикации.
О том, что фейсбук старается скрывать грустный контент, нигде официально не упоминается. Хотя некоторые пользователи подозревают, что соцсеть умеет даже следить за людьми через веб-камеру. По крайней мере, одной американской писательнице фейсбук показал рекламу точно такой же одежды, в какой она сидела перед монитором.
Насчёт позитивного контента тоже можно поспорить. На днях соцсеть подвела итоги своего нового проекта, в рамках которого для фейсбука начали делать контент профессиональные издатели. Оказалось, что больше всего просмотров за несколько месяцев собрало не жизнерадостное видео, а шоу, способное выдавить слезу. В нём рассказывается о животных, попавших в трудную ситуацию, и прежде чем его смотреть, лучше запастись платочками.