Чем известны Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко, погибшие в ЦАР, и за что их могли убить
31 июля в Центральноафриканской республике (ЦАР) были убиты трое россиян — журналист Орхан Джемаль, режиссёр Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко. Они должны были снимать в Африке документальный фильм о ЧВК <<Вагнер>>, но были обстреляны на одном из блок-постов. Версии трагедии выдвигают разные — от банального ограбления до политических мотивов. TKSAG рассказывает, чем были известны погибшие и теории о причинах их гибели.
Что случилось с Орханом Джемалем и его съёмочной группой
Съёмочная группа российского журналиста и военкора Орхана Джемаля вылетела в ЦАР вечером в пятницу, 29 июля. В воскресенье они перестали выходить на связь, а во вторник стало известно, что в республике убиты трое россиян. Позднее их опознали — это сам Орхан Джемаль, режиссёр Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко.
Съёмочная группа отправилась в ЦАР, чтобы снять документальный фильм о ЧВК <<Вагнер>> по заданию Центра управления расследованиями Михаила Ходорковского. Это <<Коммерсанту>> подтвердила заместитель ЦУР Анастасия Горшкова, хотя название <<Вагнер>> в её ответе не прозвучало.
Да, в том числе. О русских наёмниках и российском присутствии в ЦАР.
Что известно о ЧВК Вагнера в ЦАР
О том, что съёмочная группа готовила фильм именно о группе Вагнера, ранее писали The Bell и ряд других изданий. ЧВК Вагнера связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным — его самого называют «поваром Путина» за то, что его структуры оказывали кейтеринговые услуги Кремлю. Российских наёмников подозревают в участии в боевых действиях в Сирии и на юго-востоке Украины.
По данным The Bell, в 2017 году частная военная компания была отправлена и в Африку, но тогда речь шла о Судане. Издание полагает, что у бизнесмена, которого связывают с Кремлём, там есть коммерческие интересы в сфере золотодобычи. В МИД не отрицают, что в Центральную Африку направлены российские военные советники (естественно, ЧВК никак не упоминаются, так как в России они незаконны). По словам министерства, российские военные оказывают помощь правительству республики по его просьбе и это согласовано с ООН.
Версии гибели российских журналистов в ЦАР
Как пишет <<Дождь>> со ссылкой на власти ЦАР, машину съёмочной группы обстреляли из засады на одном из блокпостов. По словам собеседников издания, журналисты ехали на встречу с консультантом, помогающим в организации съёмок. При них была дорогостоящая аппаратура и деньги (около 8 тысяч долларов), так что одной из версий убийства называют ограбление. Машину съёмочной группы обстреляли из засады в кустах около полуночи, рядом с центральноафриканским городом Сибю. Мэр города заявил, что журналистов предупреждали об опасности передвижения ночью.
По данным AP, россиян расстреляли <<десять человек в тюрбанах, говоривших на арабском>>. При этом водителю удалось выжить. Это обстоятельство считает странным руководитель ЦУР Андрей Коняхин.
У меня подозрения появились по поводу шофёра ещё в субботу или воскресенье… Водитель нам достался от миссии ООН, и он есть в базах французских журналистов, которые там работают, и у нас не было сомнений, но как-то он странно себя повёл, разруливая эту ситуацию, вот и я ребятам сказал: <<Как-то он очень странно себя ведёт, похоже на наводку>>. Они сказали: <<Да нет, вроде всё нормально>>. На следующий день поехали, на полпути их расстреляли, водитель остался жив — неожиданно.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на радиостанции ЦАР, в убийстве российских журналистов подозревают боевиков мусульманского повстанческого движения <<Селека>>. Тем временем российский Следком возбудил уголовное дело по факту убийства россиян в Центральной Африке. Своё расследование пообещал провести и заказчик фильма Михаил Ходорковский.
Я получил неофициальное, но достаточное подтверждение гибели всех троих членов съемочной группы: журналиста Орхана Джемаля, оператора Кирилла Радченко и режиссера Александра Расторгуева.
Эта группа работала совместно с моим проектом «Центр управления расследованиями» (гл. ред. Андрей Коняхин) над расследованием «Российские наемники».
Это были смелые ребята, которые привыкли не просто собирать материал, а хотели «пощупать» его своими руками.
Я до последнего надеялся на чудо, что они попали в плен, что их можно вытащить.
Вечная им память.
Глубокие соболезнования родным.
Я приложу усилия к установлению виновных.
В версию с ограблением верят далеко не все коллеги погибших. Некоторые из них полагают, что съёмочную группу убили именно из-за расследования деятельности ЧВК. Об этом, например, пишет журналист Виктор Шендерович.
Итак, никакого убийства с целью грабежа не было: российских журналистов изрешетили пулями прямо в машине. Полагаю, охотники за дорогой аппаратурой и баксами были бы бережнее к имуществу.
>
Целью засады было убийство, и убийство именно этой группы. Убийцам был известен маршрут передвижения журналистов и временные рамки. Это было хорошо подготовленное убийство.
>
Тюрбаны и арабский язык убийц не снимают вопроса о целеполагании и заказчиках: для обычного мусульманского террора тут слишком сложная логистика, не правда ли? Не говоря уже о фигуре Орхана Джемаля в качестве жертвы.
>
Можно, конечно, поднатужиться и поискать сложные версии, но не раньше, чем мы пристально вглядимся в самую очевидную и простую: убийство журналистов заказали бенефициары ЧВК «Вагнер».
В качестве мотивов Шендерович называет предотвращение угрозы расследования деятельности наёмников, демонстрацию силы и запугивание тех, <<кто хочет лезть в эту тему дальше>>.
Журналист и медиаменеджер Айдер Муждабаев считает, что съёмочную группу убили <<русские>>.
Вот тут, по-моему, всё предельно понятно. Убили Орхана и его коллег русские. А водитель, оставленный в живых, или сам их агент, который вывел на убийц, лжёт СМИ про каких-то «арабов». А власти ЦАР, подконтрольные русским, это преступление покрывают.
Чем известен журналист Орхан Джемаль
Военкора Орхана Джемаля называли <<безбашенным журналистом>>. Он неоднократно бывал в горячих точках, был ранен. Друзья и коллеги вспоминают его как абсолютно бесстрашного человека.
Это был человек, который не знал страха. Он просто не умел бояться. Он шёл всегда навстречу любой угрозе — даже порой несколько безрассудно. На моих глазах в Донецке он ходил под огнём в полный рост, так, размахивая палочкой — он хромал после ранения. Вокруг рвались мины, все лежали, а он стоял в полный рост, даже не прятался, — рассказывает о Джемале журналист Максим Шевченко.
Орхан Джемаль сотрудничал с <<Известиями>>, <<Новой газетой>>, <<Эхом Москвы>> и массой других российских изданий. В 2005 году он стал учредителем и исполнительным директором Агентства журналистских расследований «Следственный комитет».
Вот как вспоминает Джемаля журналист BBC, бывший спецкор <<Коммерсанта>> Илья Барабанов.
2014 год. Август. На востоке Украины война, российские войска вот-вот то ли возьмут, то ли не возьмут Мариуполь. Орхану звонят из Киева и говорят, что у самой границы с Россией в плен попала группа кировоградских десантников, но их готовы отпустить. Сами украинские военные ехать забирать своих пленных так глубоко в тыл врага боятся. Таксиста, готового на такое приключение, уже тоже хрен найдешь. У батальона «Азов» нашлась вдруг красная «Нива» с почему-то французскими номерами, за руль которой садится еще сильно хромающий после ранения в Ливии Джемаль, и мы едем через линию фронта за этими пленными.
Приезду русских журналистов из Мариуполя за украинскими пленными удивились и сами пленные, и державшие их ДНРовцы. На обратном пути чуть не разбились, едва не въехав в ночи в подбитый танк, пробили колесо, застряли в поле, репортаж в Ъ я надиктовывал с сельского кладбища, где-то рядом шел бой, а Джемаль все это время был невозмутим, будто мы гуляем по московскому бульварному кольцу.
В феврале мы последний раз подробно говорили, когда ЦУР только задумался о фильме про ЧВК Вагнера. Идеи с ЦАР тогда, правда, не было. Обсуждали базу в Молькино, Сирию.
Две или три недели назад случайно столкнулись в метро. Поздоровались на ходу, договорились встретиться на чай.
Уже не встретимся. Нет никаких сил хоронить коллег.
Чем известен режиссёр Александр Расторгуев
Убийство Александра Расторгуева называют большой потерей для российской документалистики. Он работал над документальными проектами «Срок» и «Лента.doc», снимал фильмы о жизни в российской провинции, о солдатах в Чечне и бойцах Донбасса; получил ряд премий российских и международных фестивалей за неигровое кино, пишет <<Медуза<<.
В <<Новой газете>> вспоминают, что режиссёр всегда лез <<в ад войны>>, и его было бы бесполезно отговаривать ехать в ЦАР.
Парадокс Расторгуева в том, что он не умел подлаживаться, «вписываться», принимать лживые обстоятельства жизни, к которым мы вроде бы уже притерпелись. Поэтому ему так трудно было найти «правильное место работы». Он вообще был не способен к компромиссам. Даже в чём-то второстепенном. Недавно мы были с ним в жюри, большинством проголосовавшим за фильм, который Расторгуев не считал возможным награждать. Он не вышел на церемонию.
Режиссёр Виталий Манский говорит, что Расторгуев, <<может быть, самый выдающийся летописец вот этой безумной, в чём-то бессмысленной, жестокой русской жизни конца 2000-х — начала нового века>>.
Расторгуев — это что-то такое не существующее в русской культуре, как «Война и мир» Толстого, «Мёртвые души» Гоголя. Никто сейчас так не думает, не мыслит, не выражает это в художественных образах.
Чем известен оператор Кирилл Радченко
Как пишет <<Дождь<<, Кирилл Радченко работал в Доме журналиста и Общественном центре имени Моссовета, а также оператором и ассистентом фотографа в компаниях Тroppiere group и GA studio. С 2016 года был оператором зарегистрированного в Абхазии агентства Anna News, специализирующегося на военной журналистике. Ездил в Сирию. Участвовал в съёмках сериала Арсения Гончукова «Район тьмы».
Друзья вспоминают его как прямолинейного, добродушного и трудолюбивого человека.
Прощай, Кир. Прощай, друг и брат. Вот так живешь, кажется, все друзья рядом, где-то тут, и вдруг бац и нет тебя. Убили.
Звонят наперебой журналисты мне и спрашивают, что я знаю про Kir Rad (Кирилла Радченко) и его командировку в Африку. Я ничего не знаю. Что знаю про Кирилла? Знаю немного.
Что Кирюха был чистым, светлым, честным, молодым, прямолинейным и добродушным парнем, который работал, много не говорил, а только пахал и делал. Только пришел в кино, мечтал быть оператором, горел профессией. С немного наивной улыбкой, идеалистичными взглядами на жизнь и большим талантом.
Таким и запомнился мне. Когда в 2015 году пришел в команду <<Района тьмы>> помощником оператора и фотографом. Таким и запомнился: молчаливым, надежным, выносливым, а как человек чистым, честным и очень спокойным. Вечно за камерой! Каменным плечом оператору.
Прощай. Я собрал фотки по своим архивам с площадки. Ты фотографировал сам и твоих фото мало. Но вот, что есть. Так бы затерялись в моем архиве. А теперь станут бессмертными. Потому что тебя больше нет.
И одна фото особенно. Где ты с операторской пеной и забинтованным пальцем. Устал и повесил голову. Работяга Кирюха, наш Кирюха, таким ты и был. С пеной и пальцем )
Тела погибших в ЦАР журналистов должны доставить в Москву 4 августа. Пока что цветы возлагают к их портретам возле Домов журналиста в Москве и Санкт-Петербурге.
В 2015 году TKSAG беседовал с Орханом Джемалем о политике на Северном Кавказе и в частности о Рамзане Кадырове. Тогда журналист рассказывал о конфликте Кадырова с элитами в Москве и о том, чем могла обернуться борьба силовых ведомств.